Получи документы

Сказкотерапия. Консультация для родителей

Петрова Ольга
Сказкотерапия. Консультация для родителей

Консультация для родителей «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

«Только с ребенком нам предоставляется шанс вернуться в волшебный мир: перечитать сказки, пересмотреть детские фильмы, поиграть в игры и увидеть мир в ярких оттенках.»

Олег Рой

Для чего нужны сказки?

[/b]

Публикация «Сказкотерапия, Консультация для родителей» размещена в разделах

Сегодня ученые разгадали тайну и даже придумали новый вид работы с детьми: сказкотерапия как метод психологической коррекции детских проблем.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т. д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Чтобы понять, что такое сказкотерапия, нужно осознать, зачем вообще создавалась сказка. Мы знаем, что все жанры народного творчества чему –то учат. Так, сказки представляют сюжеты, в которых показано, что нужно быть добрым, сообразительным, смелым, справедливым. Но в современном обществе эти качества утрачивают свою ценность, поэтому дети относятся к народным рассказам как забавным приключенческим историям.

Но мы, взрослые, с вами знаем, что сказка обладает скрытой мудростью. В древности, когда не было психологов, психотерапевтов, школ и детских садов с воспитательными программами, родители учили детей, как поступать в жизни, с помощью коротких поучительных историй.

В них действовали любимые герои, поэтому истории хорошо запоминались и надолго оставались в памяти.

За период детства у ребенка складывался целый банк поведенческих примеров. По сути, выходя во взрослую жизнь, имеет для себя примеры поступков в любых жизненных ситуациях.

Неплохо? Не всякий ребенок в наше время при наличии книг, интернета и других приспособлений может похвастаться таким багажом!

Но современные педагоги решили обратиться к опыту наших предков. Сегодня сказкотерапия выступает как средство формирования и развития речи дошкольников и коррекции поведения.

Методика доказала свою эффективность: малыши действительно меняют свое поведение под влиянием сказочных сюжетов, стараясь подражать любимым героям.

Методы коррекции.

[/b]

Вспомните, как действуют многие родители, если ребенок капризничает или ведет себя плохо? Они начинают кричать, угрожать, принуждать, но эти методики, как показала практика, малоэффективны. Ребенок начинает капризничать, противиться или вовсе действует наоборот. А теперь давайте придумаем сказку, чтобы она полностью отвечала поставленной задаче.

Если не можете придумать, обратитесь к сказкам разных народов и найдите подходящую. Но лучше будет, если вы все-таки придумаете сказку, более близкую именно вашему положению.

Примеры сказок могут быть разнообразны. Допустим, малыш все время берет чужие вещи, и никакие доводы или угрозы на него не действуют.

Сядьте с ним удобнее и сочините историю о том, как один мальчик постоянно брал чужие вещи, и поэтому с ним произошла неприятность (например, взял чужую сумку, а в ней оказался ларец с темными силами; съел без спросу яблоко и превратился в козленка и т. д.).

Когда ребенок осознает свою ошибку, можно ввести в историю волшебника, который мальчика расколдует.

Но важно сделать для ребенка акцент: счастливый конец и исцеление произошло тогда, когда малыш осознал свою ошибку и исправился. Это самое важное в сказкотерапии!

Так можно корректировать не только схемы поведения детей, но и избавлять их от вредных привычек.

Удивительно, но в психотерапии сказкотерапия находит применение даже для лечения взрослых! Оказывается, даже мы верим в придуманные истории и стремимся подражать героям!

Где применить сказкотерапию?

[/b]

Сфера использования сказкотерапии может быть довольно широка. Истории можно сочинять в детском саду, в детском эстетическом центре, на занятиях с психологом. Причем не обязательно это делать индивидуально с каждым ребенком.

Дети сами могут быть создателями таких историй. Для дошкольников подойдут простые сюжеты со знакомыми героями из мультфильмов или фольклора. Главное, чтобы они нравились детям и были им близки.

Сюжеты традиционных сказок можно менять, подстраивать их под реалии современности, чтобы они были более понятны ребятам.

Так, колобок мог обхитрить лису и вернуться к дедушке и бабушке, осознав, что поступил неправильно, уйдя из дома. Три поросенка могут строить коттедж (если занятия проходят со старшими детками).

В целом, сюжеты народных сказок настолько совершенны, что менять их не приходится, а освещенные в них моральные принципы остаются актуальными в любое время.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по Сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Как применять для коррекции речи?

Сказкотерапия хороша не только для коррекции поведения, но и подходит для совершенствования речи. Можно сочинить начало истории и попросить придумать ее окончание. Дети должны придумать конец в соответствии с поставленной задачей?

Им нужно научиться быть вежливыми? Пусть волшебник выручит их, когда летки усвоят волшебное слово «пожалуйста». Нужно стать послушным? Герой получит вознаграждение за то, что слушался старших.

Пока малыш будет рассказывать, он будет учиться строить предложения, использовать новые слова и верно произносить звуки (конечно, с помощью взрослых).

Сказкотерапия широко применяется не только в психологической, но и в логопедической практике. В логопедических детских садах малышей просят сочинить такую сказку, придумать собственных героев, которые в процессе сказок становятся лучше.

С помощью этого метода коррекции речи можно учить малыша вежливым словам, стандартным выражениям. Сказки хороши тем, что в них часто повторяются одни и те же слова и выражения. Это позволяет ребенку их запомнить и к месту применять в жизненных ситуациях.

Сказкотерапия, основанная на многовековом опыте предков, позволяет направить развитие речи и поведение ребенка в нужное русло, причем этот прием доступен каждому родителю и педагогу.

На практике можно встретить несколько способов работы со сказками:

Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психологической жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

«Почему герой так поступил?» Активная работа над поступками героев.

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любит делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот небыстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.

Альберт Эйнштейн

Консультация разработана и подготовлена воспитателем МБДОУ д/с №11 г. Вязьмы Смоленской области Петровой О. С.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия. Консультация для родителей
Опубликовано: 13 октября 2020 в 11:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД