Валерия Морозова
Слагаемые профессиональной компетенции педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений по 3-х бальной шкале. Можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений :
Публикация «Слагаемые профессиональной компетенции педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
гностические умения –.
1. извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
2. самостоятельно работать с различными источниками информации;
3. выделять главное, существенное при отборе и структурировании прогрммного материала и изложении его;
4. анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
5. добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
6. логически рассуждать и проводить логические вычисления;
7. изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.
8. Знать и владеть методиками.
Диагностические умения-владение методами педагогической диагностики.
Это умения изучать у учащихся состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характеристик видов деятельности
умение выявлять зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой
Проектировочные умения - проектировать (планировать)
• Проектировочные умения - это умения:
1. осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
2. предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
3. намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
4. ставить цель учебной работы, планировать ее достижение,
5. проектировать содержание учебного предмета;
6. проектировать собственную педагогическую деятельность.
прогностические умения – умение прогнозировать успешность воспитательно-образовательного процесса, контроль за процессом и результатом;
коммуникативные умения –владение методами личностно-ориентированного подхода;
- вступать в контакты с разными людьми;
- устанавливать профессиональные отношения;
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
- сотрудничать, вступать в деловые контакты;
- создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
- вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем;
- быть тактичным;
- побуждать ребенка к действию, творчеству;
- влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме;
- правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
организационные умения –
• Организаторские умения - это умения:
1. организовывать групповую и индивидуальную работу воспитанников с учетом всех факторов;
2. оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
3. организовывать усвоение программного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям воспитанников;
4. осуществлять коррекцию воспитательно-образовательной деятельности.
рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
Для эффективного осуществления самоконтроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Это умение анализировать: правильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т. п. ; причины успехов и неудач,
конструктивные умения –составление технологических карт, направляющих тестов;
• Конструктивные умения - это умения:
1. отбирать и структурировать материалы в воспитательно-образовательной деятельности.
2. проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
3. конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.