Алеся Назарова
Конспект занятия «Славянские обрядовые куклы» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СЛАВЯНСКИЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Цель: Знакомство детей со славянскими куклами-оберегами, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
• Заинтересовать разнообразием кукол-оберегов, и их назначением в жизни славян.
Публикация «Конспект занятия „Славянские обрядовые куклы“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
• Привлекать внимание к русской народной культуре.
• Дать понятие «оберег», «тряпичная».
• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
Предварительная работа:
Организация похода в мини-музей «Изба» в детском саду. Рассматривание разных видов игрушек русского народного промысла, беседы с детьми «Какие бывают куклы».
Оборудование и материалы: чемодан с куклами-оберегами, кукла Белогорочка, крупы (гречка, рис, разнотравье.
Ход занятия:
Воспитатель приветствует детей. Предлагает всем провести особый ритуал «Круг друзей».
Стоя или сидя по кругу, всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, и произнести речевку «Милый друг» :
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за чемодан у нас в группе? И название у него есть - «Музей в чемодане». А вот и записка.
(Воспитатель рассматривает чемодан вместе с детьми и читает записку)
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Белогорочка. Я никак не могу найти свою сестричку обережную куклу «Крупеничку». Она находилась в этом музее- чемодане, помогите мне, пожалуйста, отыскать ее».
II. Поисковый этап.
Воспитатель: Ребята, Белогорочке одной сложно будет найти куклу «Крупеничку». Как мы можем ей помочь? (Ответы детей : будем искать среди наших кукол)
-Для начала нам нужно познакомиться с остальными куклами-сестричками нашей Белогорочки, чтобы понимать и знать, как должна выглядеть кукла «Крупеничка».
III. Практическая работа
Воспитатель открывает музей в чемодане и знакомит детей с куклами-оберегами.
Воспитатель: В далеком прошлом наши предки-славяне часто болели, часто случался голод из-за неурожая. Люди нуждались в защите, хотели во что-то верить, кому-то доверять. Они свято верили, что сделанная своими руками кукла могла защитить их от болезни, от несчастья, помочь большому урожаю, она их охраняла и оберегала. Так появились первые славянские куклы-обереги. Их было много и, каждая из них выполняла свою роль. Они были хранительницами жилища, здоровья, счастья, урожая, спокойствия.
Куклы наших предков были безликими, т. е. не имели лица. Выполнялись из красивых тряпочек, поэтому их называли тряпичными. Славяне относились к ним очень бережно и серьёзно. Они были сильными помощницами в их жизненных делах. И куклы действительно им помогали. Давайте поближе с ними познакомимся.
Кукла «Счастье»
Её так и звали – Счастье. Она привлекала счастье и удачу тому, кто её сделал или кому её подарили. Благодаря маленькому размеру такой оберег легко помещался в кармане. Возьмите и подержите ее в руках.
Желанница исполняет желания и отводит беду. Загадывая желание, люди дарят кукле подарочек в виде бусинки, пуговки или ленточки. Поэтому на кукле так много разных ленточек.
Кубышка – травница – это очень полезная кукла, наполнена душистыми лекарственными травами, считалось, что она очищает воздух в избе и защищает от болезней.
Ребята, у меня на тарелке лежит трава, которой наполняли куклу-травницу. Потрогайте и понюхайте аромат этой душистой травы.
Ребята, а здесь должна была быть сестричка Белогорочки кукла- оберег «Крупеничка». Ее как раз и нужно нам найти. Послушайте, что это за кукла.
Крупеничка – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. Она была главной куклой в славянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили. Традиционно куклу наполняли гречишным зерном, рисом или пшеницей.
(На столе стоят тарелки с крупами. Детям предлагается подойти и потрогать крупы).
Прежде, чем мы будем искать куклу, мы сначала поиграем.
Физкультминутка
Воспитатель: Приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:
Как у нашей старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны)
Вот с такой головой (очертить большую голову)
Вот с такой бородой (показать с руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту руку-чашку, другую - ложку)
На нее глядели (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (любое движение).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что куклу будем искать среди наших современных кукол. Ну, тогда отправляемся на поиски.
(Дети ищут куклу по внешним признакам и на ощупь, находят «Крупеничку»).
Воспитатель: Ребята, чем отличается «Крупеничка» от наших кукол?
(Ответы детей : Кукла безликая, тяжелая, шуршит из-за крупы)
Воспитатель: Ребята, Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала, через века последние слова в них потеряла. Поможем восстановить:
- От скуки бери дело…. (в руки)
- Маленькое дело лучше большого … (безделья)
- Была бы охота – заладится любая (работа)
- Поспешишь людей (насмешишь)
- Глаза страшатся, а руки (делают)
- Где хотение, там и ….(умение).
Кукла в благодарность рассказывает детям стихотворение:
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
Белогорочка: Спасибо вам, ребята, что помогли найти мою сестричку «Крупеничку». До свидания!
(Дети прощаются с Белогорочкой, возвращают «Крупеничку» в музей- чемодан).
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? Что узнали нового? ( Дети: Знакомились с куклами-оберегами, с их назначениями, искали «Крупеничку)
-Ребята, вы такие молодцы! Вы так активно участвовали в поисках куклы «Крупенички», слушали про куклы-обереги. Скажите, ребята, какая кукла исполняет желания? ( Дети: Кукла «Желанница»)
«Желанница» решила исполнить ваши желания. Возьмите ее в руки и загадайте желание, оно обязательно исполнится.
-А в следующий раз мы познакомимся с еще новыми куклами-оберегами.