Папки-передвижки

Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования

Лариса Савчук
Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию подборку словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

Публикация «Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования» размещена в разделах

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши (а у меня ушки) и т. п.

Игра – драматизация «Кто пришёл?»

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.

Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

- Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п.

Цель: учить соотносить название животного и его детёныша.

Игровое упражнение «Потерялись»

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.

- А это чей голос? «Пи-пи-пи?» - кто это? – проводится аналогичным образом.

Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию

Игровое упражнение «Чей голос?»

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок).

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.

Игра «Кто у кого?»

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши если их много:

- У кошки – котята.

- У ежа – ежата, у коровы – телята.

Цель: учить в образованию форм родительного падежа множественного числа существительных

Игра «Где наши ручки?»

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами).

- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. «-3 раза.

Игра «Лото»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)

Цель: учить в образованию форм глаголов.

Игра «Мишка, поезжай!»

Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п.

Цель: учить в образованию глаголов приставочным способом.

Подвижная игра «Молчанка»

Дети произносят слова:

Первенчики, червенчики

Зазвенели бубенчики,

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т. д.

Цель: упражнять в образовании глаголов от имени существительного.

Игра «Молчок»

Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

И молчок!

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т. д.

Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок

Игра «Всё наоборот»

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.

Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать соответствующие глаголы.

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.)

- Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Игра «Кто как голос подаёт?»

В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют игрушку.

- Вот…. (Кошка, вот….(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку?» (Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку).

- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда, куд-куда)

аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.

Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов

Игра «Оркестр»

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.

Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д.

Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол

«Вечер загадок»

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко. (Кот)

Видали вы его не раз-

Он скачет в двух шагах

От нас, чирикает:

«Чирик – чирик!»

Кто к этой песне не привык (Воробей)

Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа

Игра «Гуси»

Рассматриваются картинки:

- Это….(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты.

- А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один –гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят.

- Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.

Средний дошкольный возраст

Цель: учить способам образования видовых пар глаголов

Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки?»

На стенде выставляются картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка и предлагается их перечислить. По мере называния картинки убираются. Затем дети помогают одеть на прогулку мальчика Мишу, называя по памяти названия одежды на картинках. Дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т. д.

Цель: учить образованию слов суффиксальным способом

Игровое упражнение «Два брата»

Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

- Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только ….

- Встаёт, - добавляют дети.

- Шустрик оделся, а Мямлик…

далее дети отвечают: оделся - одевается, заправил – заправляет, умылся - умывается, позавтракал - завтракает, почистил – чистит и т. д. Можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.

Цель: учить образовывать формы глаголов настоящего времени

Игра – драматизация «В гостях у куклы»

Воспитатель говорит:

- К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

- Для хлеба есть что? (Хлебница).

-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).

- Как называется посуда для конфет? И т. п.

Игровое упражнение «Почтальон принёс открытки»

Почтальон принёс открытки на которых изображены животные выполняющие различные действия.

Каждому ребёнку адресована своя открытка. Ребёнок запоминает свою открытку. Затем воспитатель называет действия животных «Снеговики танцуют», «Мишка барабанит, «Кошка мяукает (лакает).и т. п. (рисует, танцует, бежит, гладит, лает, поливает), а ребёнок должен сказать чья это открытка.

Цель: учить образовывать притяжательные местоимения

Игровое упражнение «Чьё, чьё? – Моё»

Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля? И т. д. (чья, чьё, чьи, чей). Хозяин получает вещь и убирает на место.

Цель: учить образовывать наименования предметов посуды

Игровое упражнение «Чаепитие»

Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай.

«В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.

Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол»(хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник)

Упражнение «Магазин посуды»

(сахарница, хлебница, салфетница, сухарница, солонка, маслёнка)

Цель: активизировать производные глаголы

Русская народная игра «Заинька»

Дети становятся в круг (хоровод, заинька в центр круга. Хоровод ходит вокруг и напевает:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши, хлопай,

Заинька, ногами потопай….

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выбежать…

Цель: учить образовывать степени сравнения наречий

Игра «Холодно – тепло»

Дети прячут в комнате игрушку, затем водящий её ищет, а дети комментируют поиск: тепло, теплее, совсем тепло, горячо, прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно.

Цель: учить образовывать наименования детёнышей животных

Игра «Разбуди кота»

Ребёнок – кот сидит на стуле (спит). Остальные дети взяв на себя роли детёнышей животных, наряжаются, образуют круг. Воспитатель указывает на ребёнка и тот откликается соответствующие персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т. д. Кот называет кто его разбудил (петушок, утёнок, лягушонок, цыплёнок и т. д.). Затем водящим выбирается другой ребёнок.

Старший возраст

Цель: учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных

Игровое упражнение «Где я был?»

Воспитатель:

- Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море)

- А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только говорить, кого вы видели много: много волков, много бабочек и т. д. главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных

Игровое упражнение «Пиф считает»

В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.

- Я Пиф и умею считать. Вот спросите у меня сколько у меня хвостов и я отвечу.

- Пиф, сколько у тебя хвостов?

- У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребёнку).

- Пиф, сколько у тебя носов?

- У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щёки, лапы. т. д.)

Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребёнок не образует правильную форму.

Цель: учить образовывать названия музыкальных специальностей от наименований музыкальных инструментов

Игровое упражнение «Мишка музыкант»

В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.

- Это…. (пианино, это (балалайка, а вот это (барабан).

- А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист, на барабане. и т. д.

- Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне (горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист)

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей

Аналогичным образом проводится

игра «Киоск открыток»

На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т. д.)

Цель: учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол

Народная игра «Кузовок»

Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок, Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.

- Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.). В конце игры разыгрываются залоги.

- Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.

Цель: учить образовывать существительные способом основосложения

Игровое упражнение «Назови машину одним словом»

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).

Аналогично упражнение

«Для чего нужна такая машина?»

(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособие Н. В. Нищевой "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики". Во всех возрастных.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования
Опубликовано: 9 января 2013 в 16:07
+111Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Савчук (УИ 38110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 170.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД