Наталья Алейникова
Сложности работы педагога-психолога из-за отсутствия психологического просвещения участников образовательного процесса
Работа педагога-психолога подразумевает осведомленность его деятельности всеми участниками образовательного процесса. Его работа не будет продуктивной без запросов исходящих от родителей, педагогов и учащихся.
Бытует мнение, что психологи нужны только в учреждениях общего образования, но для чего никто ответить не может, разводя руками поясняя, что нужно детей диагностировать. И снова вопрос на который не все знают ответ: зачем диагностировать? Давайте разбираться.
Публикация «Сложности работы педагога-психолога из-за отсутствия психологического просвещения участников образовательного процесса» размещена в разделах
В России психологическая служба только начинает свое развитие, но не все взрослые и тем более дети понимают ее значение в своих судьбах. Психолого-педагогическое сопровождение начинается с детского сада, потом происходит переход в школу, а затем в профессиональные учебные заведения. Для чего это необходимо и почему эта работа организована государством?
Все просто. Педагог-психолог сопровождает образовательный процесс, т. е. с согласия родителей/законных представителей проводит диагностику на адаптацию в дошкольном образовательном или в общеобразовательном учреждении (в зависимости от возраста, что является особым этапом в жизни ребенка. Затем проводится диагностика развития личности ребенка: познавательной сферы, его психических функций (мышления, речи, восприятия, памяти, которые, важно отметить, свойственны только человеку, эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Таким образом, следует понимать, что педагог-психолог всего лишь сопровождает развитие психических процессов личности человека так таковой, но никак не ставит диагнозов, т. к. не является врачом. Однако при выявлении каких-либо отклонений от нормы развития личности, педагог-психолог или любой другой психолог имеет право рекомендовать обратиться за консультацией к врачу-психиатру с выявленными особенностями личности человека. Только рекомендовать, а не пройти лечение, т. к. лечение предложить и назначить имеет право только врач соответствующей специализации.
Почему родители игнорируют или воспринимают рекомендации педагогов-психологов как вызов? Потому что не все родители могут принять, что его ребенок имеет особенности развития психики. По наблюдениям, чаще всего не принимают такие рекомендации родители, которые сами имели особенности развития личности в своем детстве, но во взрослом возрасте такие особенности личности никуда не деваются. Получается родители «слепо» любят своих детей? Причина в том, что родитель не хочет принимать особенности развития своего ребенка, а значит, возможно и самого себя отличающегося от других людей, понимая, что обучение и/или поведение ему самому давались в детстве сложно. Однако причины особенностей взросления родителей не были установлены и известны в его детстве, что и способствует восприятию себя и своего ребенка без каких-либо особенностей. При этом, родители имеющие в детстве проблемы с обучением и установленные причины таких проблем проще принимают особенности развития своего ребенка и основанные на этом рекомендации специалистов. В настоящее время действуют службы ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии, которые наделены полномочиями о заключениях и рекомендациях для обучения по адаптированным образовательным программам. Также в таком вопросе имеет место доверие к педагогу-психологу и конечно же, этическое поведение самого педагога-психолога в работе с родителями детей, имеющих особенности развития.
Кроме этого, бывает, что родители здоровых детей, но имеющих особенности поведения или неуспеваемости в усвоении образовательных программ, также не принимают такие проблемы своего ребенка и рекомендации педагога-психолога. Тут речь, скорее всего, о семейных проблемах, для решения которых нужно обращаться к психологу специализирующегося на внутрисемейных отношениях, что выходит из компетенции педагога-психолога.
Учитывая вышеизложенное следует понимать, что без отсутствия осознанности родителей, отсутствия их понимания о деятельности педагога-психолога и самовосприятия себя, как личности с другими жизненными обстоятельствами, при этом не лучше и не хуже других, осознание таких вещей не придет и к их детям, а также помощь педагог-психолог оказать не сможет.
Также бы хотелось обратить внимание на работу с педагогическим составом образовательных учреждений. Почему запросов от них не поступает к педагогу-психологу?
В этом вопросе затрагивается деятельности самого педагога, самооценка его работы. Не каждый педагог сможет признать, что он не может справиться с дисциплиной в классе или во взаимоотношениях с учащимися и/или их родителями. Также не стоит забывать, что педагоги тоже живые люди у которых есть свои базовые потребности во сне, в еде и отдыхе и потребности в личностном росте. Поэтому у педагога происходит профессиональное выгорание, а обратиться к педагогу-психологу за помощью и/или разрешением конфликтной ситуации не позволяет особенности самовосприятия и/или страх разглашения психологом ставших ему известными сведения в ходе консультации (страх перед сплетнями внутри и/или во вне коллектива). Хочется отметить, что профессиональный психолог не будет обсуждать подробности профессиональной и тем более личной жизни обратившихся к нему за консультацией людей.
Таким образом, простыми словами, педагог-психолог – это специалист по сопровождению учебно-воспитательного процесса, помощник по наблюдению за развитием и коррекции личности ребенка. Именно для того, чтобы у родителей и педагогов складывалось осознание необходимости работы педагога-психолога нужно проводить в образовательных учреждениях психологическое просвещение и повышать культурный код людей о деятельности психологов и не только в сфере образования.