Елена Опанасенко
Методические рекомендации для педагогов «Слышать голос ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов
В современном дошкольном мире много споров ведётся о том, а что для повышения качества дошкольного образования можем сделать мы, воспитатели? Я и мои коллеги из детского сада считаем, что маленький шаг к качеству дошкольного образования -это
СЛЫШАТЬ ГОЛОС РЕБЕНКА.
ЧТО же это значит «слышать голос ребенка»?
Это умение педагога заметить и сделать видимым детский замысел, инициативу, творческое проявление, самостоятельность.
ЗАЧЕМ слышать голос ребенка?
Чтобы обеспечить участие детей в построении образовательного процесса.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Слышать голос ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольники постоянно исследуют мир и пытаются выразить свое к нему отношение. Предоставляя ребенку право на высказывания, взрослый демонстрирует уважение к ребенку, как к полноценному гражданину.
Только понимая, как ребенок видит мир, взрослый может построить действительно индивидуализированное и осмысленное обучение.
Продукты детской деятельности, окружающие ребенка, позволяют ему рефлексировать, ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свои достижения, осознавать свой рост.
Ресурс «голоса ребенка» позволит педагогу осуществлять образовательный процесс по принципу «субъект-субъект», что делает его более интересным и эффективным для обеих сторон.
КАК всё это осуществить?
Мы делаем образование видимым для взрослого и ребенка.
Часто практикуем сочинение историй, которое можно начать с описания содержания детских рисунков.
Предоставляем детям возможность сделать выбор и зафиксировать его видимым способом (прищепка с именем, магнит с фото).
Мы создаём «говорящие стены», которые есть возможность изменить. Дети с удовольствием их рассматривают и показывают своим родным, вспоминая прожитые события и находя на стене свои работы.
Мы разрешаем детям самим осуществлять фотосъёмку и размещать её продукты в среде. Они сами выбирают, что именно попадёт в кадр. Игра «Фотоохота»: дети смотрят на своих сверстников и что им нравится запечатлевают, потом мы распечатываем и вывешиваем.
Мы практикуем вместе с детьми письменную фиксацию плана действий и правил поведения. Кстати, они очень хорошо применимы в реальной жизни. При выходе в социум (недавно мы ходили в театр) ребята соблюдали правила, которые разработали сами, когда узнали о скором посещении театра.
Изображение карт, чертежей, планов эксперимента смело поручаем старшим дошкольникам. У них здорово выходит!
Мы предоставляем детям возможность воплощения собственного замысла в танце, движении, роли для мероприятия и изготовления атрибутов для них.
Мы практикуем с детьми опыт ответов на вопросы, не предполагающие однозначного ответа, а также опыт ответов на вопросы, помогающие понять свое эмоциональное состояние или отношение к тому или иному событию или объекту.
У нас есть «Стена вопросов» с подписью имени каждого вопроса. Мы заметили, что дети задают вопросы и будут их чаще задавать, если взрослый запишет вопрос и предложит всем подумать над ним.
Кроме вопросов есть «детские новости», которыми дети хотят поделиться друг с другом.