Наталия Медведенко
Слышу. Вижу. Делаю.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей видов игр.
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трём принципам. Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
С каждым годом неуклонно растёт объём знаний, которые взрослые должны передавать детям. Своевременное и полноценное формирование речи ребёнка помогает в дальнейшем справиться с ожидающими их сложными задачами, это основное условие успешного обучения.
Публикация «Слышу, Вижу, Делаю,» размещена в разделах
Ещё во 2 веке до нашей эры в Японии было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга. Наши предки наверняка о чём-то догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза – рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Если обратится к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способности и дарований детей находятся на кончиках его пальцев». Учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность артикуляции, от чего произношение ребёнка становится более чётким и правильным. Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область руки можно считать ещё одной речевой зоной.
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этими движениями.
Практика показывает, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Именно поэтому для развития мелкой моторики руки мною была выбрана пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Эти игры могут расти вместе с малышом. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры подразделяются на несколько видов.
Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. При этом всегда используется какой -то предмет. Коллеги предлагаю вам поиграть в одну из таких игр. Но сначала расскажу, как это делаю с детьми.
1. Показываю игру сама, дети смотрят.
2. Выполняю с детьми одновременно.
3. Дети выполняют со мной, и я проговариваю текст.
4. Проговариваю текст, дети выполняют.
Игра с «колючим» мячиком:
По тропинке, по дорожке Правой рукой ударять мячиком по столу
Топают к нам чьи-то ножки с продвижением вперёд
Это ёжик посмотри Катают мячик в ладошках,
К нам пробрался из глуши растопырив пальцы
По столу всласть находился Левой рукой катаем мяч по столу
И в ручей потом свалился Перекидываем из руки в руку
Следующий вид «Активные игры со стихотворным сопровождением. Дети проговаривают слова и выполняют действия пальчиками. Ещё раз поиграем дорогие коллеги
Мы варили суп-суп (трём ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп,
Получилась каша
То-то горе наше (взяться за голову)
Замесили тесто, (стучим кулачками по коленкам)
А оно не с места (ручки лежат на коленках)
Замесили на дрожжах (опять стучим по коленкам)
Не удержишь на вожжах (разводим руки в стороны)
«Игры манипуляции» - Такие игры ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Это такие как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчик-мальчик, где ты был?», поиграем в игру «Апельсин»
Мы делили апельсин (Дети «разламывают» апельсин)
Много нас (Показывают 10 пальцев)
А он один (Показывает 1 палец)
Эта долька - для ежа (Загибают пальцы левой руки)
Это долька - для стрижа
Это долька –для утят
Это долька-для котят
Это долька-для бобра
А для волка-кожура. (Бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас- (Сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Беда!
Разбегайтесь-
Кто куда!
«Пальчиковые игры на основе сказок»- такие игры позволяют повысить общий тонус, развивает память, снимает психоэмоциональное напряжение. При этом использую пальчиковый театр. Из колпачков, или нарисовать персонажи на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть знакомую сказку.
Пальчиковые кинезиологические игры или по другому «гимнастика мозга». Эти игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Это такие упражнения как «Коза», «Зайчик», «Ёжик» (показ)
Очень эффективны игры с элементами самомассажа, здесь используются движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Поиграем в «Пальчик-пальчик»
-Пальчик, пальчик, где ты был? (Показывает большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил, (Массаж каждого пальца от основания к
С этим братцем щи варил, кончику пальца)
С этим братцем кашу ел, ( Другой вариант: соединяем поочерёдно С этим братцем песни пел большой палец с остальными Песни пел, да играл, пальчиками малыша)
Да всех братцев забавлял. Хлопки в ладоши
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Например:
Пирамидку собираем,
Тра - ля- ля, тра- ля - ля!
И на место убираем,
Тра- ля- ля, Тра -ля- ля!
Своё выступление закончу стихотворением
Две руки
Нам две руки природою даны
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остаётся у того,
Кто не желает в жизни ничего?
В его руках богатство остаётся
И ни кому оно не достаётся.