Вера Ивановна Мадьянова
Собрание для родителей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам организации игр с детьми возрасте до 3-х лет.
2. Формировать у каждого родителя знаний и умений, необходимых для создания благоприятных условий организации и развитии игр в домашних условиях.
Задачи:
1. Привлечение внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
Публикация «Собрание для родителей детей раннего возраста» размещена в разделах
2. Сплочение группы родителей детского сада, социально-педагогическая поддержка процесса объединения родителей в малые группы по интересам;
3. Познакомить родителей с вариантами игр для детей до 3-х лет и показать их значения во всестороннем развитии детей.
Участники семинара-практикума: родители второй группы детей раннего возраста, старший воспитатель ДОУ, воспитатели группы – ведущие собрания.
Материалы: столы, стулья, игрушки, игры (разного вида, «Волшебная коро-
бочка», семена, орехи, песок, вода, тесто, экран, проектор.
Продолжительность: 40 минут.
На экране надпись, о воспитательной роли игры в детском возрасте :
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А. С. Макаренко.
Вступительное слово ведущего по теме семинара-практикума:
Слова «игра» – магическое. Оно притягивает, завораживает, и увлекает мир
нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляют взгляд 20-25 пар пытливых, любознательных глаз. Голубые, зеленые, карие… они смотрят широко и открыто, и ты любишь их всех – ласковых, упрямых, капризных и веселых…
Есть такая притча:
«Я пытался достичь сердце ребенка словами, они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.
Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? - воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: Приди, поиграй со мной!»
Так давайте играть с детьми! (Обращение родителям)
Но как? Это первый вопрос, который сразу возникает у взрослых. Затем одним за другим возникают десятки вопросов: Какие игры можно играть? Как их организовать? Какие игрушки лучше покупать? Мой ребенок совсем не умеем играть или ломает все свои игрушки, почему? Почему мой сын играет с куклой или наоборот? И т. д.
(Ведущий предлагает посмотреть видеоматериал, где дети самостоятельно играют в свободное от занятий время).
Ведущий: Уважаемые родители, а теперь я вас приглашаю в группу, понаблю-
дать за детьми, во что они играют, и как они играют? Будьте внимательно! (После
просмотра проводится беседа «Какие игры любят играть наши дети?», «Что дает детям игра?». Родители высказывают свои мнения).
Ведущий: (делает вывод) : Дети раннего возраста любят играть с игрушками,
бытовыми предметами. Сначала они играют по одиночку, но с полутора лет их все
чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что дает ребенку игра? Давайте вместе посчитаем. (Родители по порядку высказывают свои варианты ответов).
Ведущий: Игра дает:
удовольствие;
знакомство с нормами, правилами жизни;
общение со сверстниками;
возможность выражать свои эмоции;
возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры
(слово, движение, песню и т. д.);
Ведущий: А теперь, уважаемые родители, мы с вами помечтаем, на несколько
мгновение вернемся в свои детские года. Вы тоже наверно в детстве любили играть, но игры были немножко другие. Вспомните, какие хороводные игры вы играли, игры с предметами, словесные игры, подвижные игры, народные игры ит. д. (Родители говорят по очереди игры, можно использовать мяч, кто ловит мяч тот и отвечает, можно родителям предлагать организовать одних из названных игр.)
Ведущий: А теперь усложним наши игры. (Ведущий заносить «Волшебную ко-
робочку», где спрятаны разные игры и игрушки, для разного возраста детей).
Ваша задача: Надо выбирать из «Волшебной коробочки» те игры или игрушки, которые необходимы для развития детей раннего возраста и презентовать её, описать ценность с психолого-педагогической точки зрения. (Родители выполняют задание, старший воспитатель оценивает их ответы, после дает полное комментарии.)
Старший воспитатель: Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка – игра. Если вы хотите развивать необходимые способности малыша, научить его думать. Понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ними как можно чаще. Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Они приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. При выборе и при покупке игр сначала подумайте, что даст это игра ребенку, что будет развивать? Годен ли по возрасту? Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетания занимательности, эмоциональной привлекательности занятия с его развивающим эффектом.
Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста :
Сенсорные игры. Сенсорика – чувство, ощущение. Эти игры дают опыт ра-
боты с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой и т. д. Они
способствуют развитию сенсорной системы6 зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходимо «пища».
Моторные игры. Это – бег, прыжки, лазанье и т. д. Моторика – двигательная
активность. Это и подвижные игры: «Поймай зайчика», «Цыплята и коршун» и другие.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития
ребенка раннего возраста. Родители эти игры часто запрещают, считая очень шумными. Но даже такая незамысловатая игра «куча мала», учит детей взаимодействию
друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще
раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Игры с предметами. Игры, в которых используется действия с предметами,
развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и
речь ребенка. Это – вкладыши, пирамидки, кубики и т. д.
Игры с картинками. Это игры - «Найди половинку», «Угадай, что на кар-
тине?», «Зайчик и белочка» и другие.
Ведущий: Уважаемые родители, мы с вами продолжаем играть. (Воспитатель с
родителями организует несколько сенсорных (игры с водой, с тестом, песком) мо-
торных игр (пальчиковая гимнастика, чистка, переборка семян, орех).
Ведущий: Спасибо, вам родители за активное участие, но нам пора возвращаться в наш взрослый мир. В заключение хочется пожелать, если вы хотите, чтобы
ваш ребенок полноценно и творчески играл, развивался в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым.