Елена Алексеевна Карева
Родительское собрание «Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Публикация «Родительское собрание „Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Это основные элементы, которые должен освоить ребенок.
1. Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Формированию умения выделять предложения из речи, отработке интонации конца предложения, а также различению понятий предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. В содержание обучения входит обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради (первая полоска или линия имеет подъем, указывающий, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы). Затем выделяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, дети обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию.
Задание для родителей :
• Составление предложений по опорной картине из 3, 4, 5 слов. Запись схемой, анализ схемы
• Составление предложения по схеме
• Работа с деформированными предложениями.
2. Деление слов на слоги.
Слово можно делить на слоги при помощи хлопков, прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов, загибать пальчики на каждый слог.
Уже в детском саду ребенка можно знакомить с правилом: Сколько в слове гласных столько и слогов - это знает каждый из учеников! С этим правилом можно знакомить ребенка при проведении звукового анализа, когда ребенок, с помощью наглядной схемы может увидеть, сколько в слове гласных звуков.
Задание для родителей :
• Подели словечко
• Разложи картинки в домики (корзинки)
• «Собери слово» (слоговой синтез МА – МА)
3. Звуковой анализ слов - основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове.
Предварительно детей знакомят с тем, что звуки бывают разные (КАКИЕ)
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом- М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М). Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса ( приложить ладонь к горлу: С – З).
Обучая детей звуковому анализу необходимо особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы (чем отличаются звуки и буквы? БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ, А ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ)
Задание для родителей :
• Провести звуковой анализ слова по готовой схеме ( при звуковом анализе проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например, длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа обозначается звуками-фишками – заместителями букв)
• Найди место звука в слове
• Замена звуков в слове (ДОМ – ДЫМ)
• Потерялся звук?ОТ – КОТ)
• Звуковой синтез «Собери словечко» (К – И – Т; Р – А – К)
4. Подготовка к письму.
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку, развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь, развитие мелкой моторики (шнуровки, застежки, мозаики, лабиринты, работа с пластилином, перебирание круп, пальчиковые гимнастики и массажи).
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
-написать букву в воздухе, на столе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
«Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»
Использованная литература:
1. Коррекция нарушения речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина. М Просвещение
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Под общей ред. С. Г. Шевченко. –М. : Школьная пресса, 2003.
3. https://festival.1september.ru/articles/214523/