Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Наталья Галкина
Консультация для воспитателей «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Как говорил советский педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Публикация «Консультация для воспитателей „Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах“» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Вместе с тем сегодня мы сталкиваемся с такими проблемами организации сюжетно-ролевой игры, что:

• Наблюдается «вытеснение» игры образовательной деятельностью

• Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике.

• Отмечается многократная повторяемость сюжетов.

Поэтому главной целью педагога является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

Виды сюжетно-ролевых игр :

• Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)

• Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)

• Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)

• Игры на темы литературных произведений, КИНО, телепередач.

«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду :

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе

Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.

Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе

Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не- сколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре

Сюжетно-ролевые игры в средней группе

Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе

Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры

Педагогические рекомендации.

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Публикации по теме:

Картотека прогулок в разных возрастных группах Подготовительная группа 1. прогулка "наблюдение за ветром "лето Цели: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей.

Картотека прогулок в разных возрастных группах Вторая младшая группа ФЕВРАЛЬ Прогулка 1 1. Наблюдение 1. Наблюдение за солнцем Цель: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная.

Картотека прогулок в разных возрастных группах Младшая группа: "Наблюдение за первым снегом" Цели: -познакомить с природным явлением — снегом; -показать разнообразие состояния воды в.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Консультация.

Консультация  «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Все дети думают, чувствуют и видят по-своему» Ж. -ж. Руссо Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может.

Консультация «Предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Ласточка» Кувандыкского городского округа Оренбургской области.

Методические рекомендации для воспитателей «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Тематика и развитие сюжета ролевых игр в разных возрастных группах детского сада Сю­жет­но-ро­ле­вая игра - особый вид игровой деятельности, позволяющий ребёнку примерить на себя роль взрослого. Растёт ребёнок, изменяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»
Опубликовано: 4 марта 2019 в 14:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Галкина (УИ 159098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД