Получи документы

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах»

Екатерина Марченко
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово

Консультация для педагогов :

«Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах»

Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах“» размещена в разделах

Составитель: воспитатель Марченко Е. С.

с. Зудилово, 2018г

«Охранять природу – значит охранять Родину!»

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчелы в поле и саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде всё – по справедливости.

Отражение в воде учат нас правдивости,

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте,

И при всей огромности обучает скромности.

У природы круглый год обучаться можно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе. (Слайд 2)

В настоящее время проблемы экологического воспитания становится более значимой и актуальной. (Слайд 3) Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Так что же такое экология?

Экология – это биологическая наука взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. (Слайд 4)

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии. (Слайд 5)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. (Слайд 6)

Выделяют следующие задачи экологического воспитания : (Слайд 7)

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, сделать небольшой бассейн с муляжами домашних или диких птиц и т. д.

В процессе экологического воспитания используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные. (Слайд 8)

(Слайд 9) К наглядным методам относятся наблюдение, рас-сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов и т. д. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы - это игра, труд в природе, элементарные опыты и моделирование. Этот метод позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя, рассказы детей из опыта, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительное отношение к природе.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Например, формирование знаний об образе жизни птиц невозможно без наблюдений, о способах ухода за кошкой, комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда - при проведении опытов или игр, знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Формы работы: (Слайд 10)

1. экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)

2. занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,

3. наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

4. наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

5. целевые прогулки на природе, походы,

6. чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,

7. рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных

8. рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,

9. сбор коллекций, семян, камней, листьев,

10. экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»)

11. опыты,

12. экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

13. игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные,

14. различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Успех в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Первая младшая группа (Слайд 11)

В этом возрасте ярко выражена инициативная сенсомоторная, познавательная активность, совершенствуются все психические процессы, зрительное восприятие и во взаимосвязи с ним память, наглядно-действенное мышление.

В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию элементарных представлений о природных объектах, которые ребенок может видеть дома и на картинках: животные (рыбы, звери, птицы, насекомые, растения (цветы, большие деревья, зеленая трава); о природных явлениях (солнышко, тучки, дождь, снег и др.) (Слайд 12)

Вторая младшая группа (Слайд 13)

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, выделяется память (Л. С. Выготский). Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни, также свойственна подражательная деятельность (воспроизведение действий животных птиц).

Знакомить с миром природы (животными, растениями ближайшего окружения; камешками, песком, глиной, водой, воздухом, сезонными изменениями в природе). (Слайд 14)

• Формировать первые представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.).

Поддерживать интерес детей к объектам живой и неживой природы, к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям, наблюдений за животными, растениями, обращая внимание на то, что во время наблюдений важно не причинять вред животным и растениям.

Средняя группа (Слайд 15)

Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей, осваивает социально-приемлемые способы проявления чувств.

Формировать первые представления о целостности природы и о связи

человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» животных и растений); о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие– в озерах, третьи – на лугу). (Слайд 16)

Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения; птицы улетают на юг, потому что исчезает корм; для того чтобы сохранить животных, растения, нужно беречь их «дома» –местообитания.

Старшая группа (Слайд 17)

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях, взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях.

• формировать представления детей о космосе, о планетах, об уникальности Земли. (Слайд 18)

• знакомить с некоторыми природными зонами (прежде всего с природной зоной своей местности) и характерными для них ландшафтами, животными и растениями, образом жизни людей в разных климатических зонах и его связью с особенностями природы.

• формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано, а человек (ребенок) – часть природы

• знакомить детей с природой города) и с тем, как люди помогают животным, растениям.

• понимать смысл правил поведения в окружающей среде,

Подготовительная к школе группа (Слайд 19)

Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых. Ребенок овладевает перцептивными действиями, т. е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства.

• Формировать представления о круговоротах в природе (вода никуда не исчезает, а «ходит» по кругу, опавшие листья перегнивают и обогащают почву). (Слайд 20)

• Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания,

• Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде и других

• Знакомить детей с свойствами воды, воздуха: с причинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают выжить животным в условиях холода.

Взаимодействие с семьями воспитанников :

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги, оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.

Вывод: Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает : 1. Нравственное воспитание (воспитание гуманного отношения к природе); 2. Интеллектуальное развитие (формирование системы экологических знаний и представлений, развитие экологической эрудиции, мышления); 3. Развитие речи (обогащение и активизация словаря детей); 4. Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее); 5. Трудовое воспитание (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными).

Спасибо за внимание. (Слайд 21)

Публикации по теме:

Дидактические игры по изобразительной деятельности в разных возрастных группах Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на.

Картотека прогулок в разных возрастных группах Подготовительная группа 1. прогулка "наблюдение за ветром "лето Цели: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей.

Картотека прогулок в разных возрастных группах Вторая младшая группа ФЕВРАЛЬ Прогулка 1 1. Наблюдение 1. Наблюдение за солнцем Цель: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная.

Картотека прогулок в разных возрастных группах Младшая группа: "Наблюдение за первым снегом" Цели: -познакомить с природным явлением — снегом; -показать разнообразие состояния воды в.

Консультация  «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Все дети думают, чувствуют и видят по-своему» Ж. -ж. Руссо Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может.

Методические рекомендации для воспитателей «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях» МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» Консультация для педагогов Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах»
Опубликовано: 8 января 2019 в 15:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД