МААМ-картинки

Опыт работы «Речевые игры в деятельности детей среднего дошкольного возраста»

Виктория Сидорова
Опыт работы «Речевые игры в деятельности детей среднего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 30 "Улыбка"

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Сообщение из опыта работы

на тему:

«Речевые игры в деятельности детей среднего

дошкольного возраста»

Публикация «Опыт работы „Речевые игры в деятельности детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитатель: Сидорова Виктория Александровна

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.

Задачи:

• Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

• Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

Оборудование: карточки с изображением листьев: клен, береза, дуб, рябина и т. д., пазлы с изображением посуды.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Развитие речи, несомненно, тесно связанно с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь ребенка. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Велика роль дидактических игр по развитию речи, эти игры значительно увеличивают словарный запас, способствуют развитию связной речи, учат составлять рассказ, позволяют формировать правильное произношение звуков, учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в основные виды: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

Хотелось бы остановиться на каждой игре более подробно.

Игра с предметами (игрушками, природным материалом)

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Также в играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам воспитателям удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр как «Чьи это детки?», «С какого дерева листок?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Также мы организуем их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Игра с предметами "С какого дерева листок?"

Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Правила игры : Воспитатель раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.

- Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.

- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.

- Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т. д.

Настольная игра

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игры в средне группе : «Сложи картинку», «Лото», «Кто живет в нашем крае», «В саду - на огороде», «Третий лишний», «От грядки до обеденного стола» и т. д.

Настольно - печатная игра «Собери посуду»

Цель : Формировать знания о посуде.

Задачи:

- Расширить знания детей о посуде, ее назначении.

- Учить детей собирать предмет по образцу.

- Учить понимать понятие «часть»

- Уметь считать из скольких частей состоит предмет.

- Развивать моторику, память, координацию движений,

- Обогащать словарный запас, развивать внимание.

Правила игры :

В игру играют 2 -3 человека. Собираем картинки по образцу, подобие пазлам, обговариваем, для чего нужен этот предмет, что можно в нем приготовить, где хранить, как мыть и т. д. Победит тот, кто первый соберет картинку и опишет ее. Отвечают поочередно, никто не мешает друг другу, можно только дополнять. Игра проходит под руководством воспитателя, а остальные дети следят за ходом и ответами детей. После игры воспитатель подводит итог.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. здесь требуется использование приобретенных раннее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам и т. д.

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно найти ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит детей сравнивать предметы по цвету, величине, форме правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на представлениях об окружающем. Он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре чаще поручается, то одному, то другому ребенку.

Игры в средне группе : «Где мы были мы не скажем», а что делали покажем»; «Воробушки и автомобиль», «Гуси – гуси», «Зеркало добавь слово», «Что потом?», «Когда это бывает?» и т. д. пальчиковые игры.

В среднем возрасте игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Все игры подразделяются на несколько видов, например:

- игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: похож – не похож; кто заметит больше небылиц и т. д.

- игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: отвечай быстро, назови три предмета, охотник, вершки – корешки и т. д.

- игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание: испорченный телефон, летает – не летает, краски, фанты, дополни предложение, найди рифму и т. д.

Словесная игра для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

"Тише, тише: Маша пишет!"

Цель. Автоматизация звука ш в предложениях. Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».

После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место, а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).

Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).

Машей или Мишей выбираются самые ловкие дети.

Так как дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей, то давайте будем больше с ними играть. Ведь основу составляет взаимосвязь увлекательной, радостной игры и доступного продуктивного процесса усвоения знаний, пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширение представления о предметах, явлениях, событиях.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Познавательное развитие детей среднего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры». "Детство – важнейший период человеческой.

Мастер-класс. Опыт работы по проектной деятельности в работе с детьми среднего возраста «Снегурочка» Ну и последний 3-й проект с созданием мини- музея был «Снегурочка» Вся работа проходила так же поэтапно. В создании музея нам тоже помогали.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Опыт работы «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» В природе все рождается слабым, а потом крепнет и растет. У человека часто бывает наоборот: родившись здоровым, все больше болеет и слабеет.

Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами речемыслительной деятельности» МБДОУ «Центр Развития Ребёнка –детский сад № 165» Опыт работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (опыт работы) Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. (Слайд 2). В Федеральном государственном образовательном.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Опыт работы «Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную.

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Опыт работы Слайд 2. Задачи взаимодействия с родителями. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Речевые игры в деятельности детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 января 2019 в 21:01
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД