Ильсияр Зайнуллина
Технология портфолио в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология портфолио в ДОУ
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога, так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
Публикация «Технология портфолио в ДОУ» размещена в разделах
Термин портфолио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению
Т. Г. Новиковой, ". показать все, на что ты способен".
Портфолио могут быть самыми разнообразными.
По своей принадлежности (авторству) они подразделяются:
на портфолио дошкольника;
педагога;
детского сада;
любого коллектива (детского, педагогического, творческого);
семьи
По направленности портфолио выделяют :
портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу, в соответствии с планом исследования, работы.)
В зависимости от цели портфолио подразделяются :
на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам);
портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
оценочно–диагностические – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;
конкурсные – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ;
рефлексивные - демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.
По оформлению портфолио бывают :
-печатными;
-электронными;
- в виде раскраски.
По времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости) :
-краткосрочными,
-среднесрочными,
- долгосрочными.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.
Принимая во внимание все многообразие портфолио, на примере портфолио группы я хочу показать один из образцов составления портфолио группы.
В МАДОУ ЦРР – детский сад №14 было принято решение составить портфолио каждой группы.
Для разъяснения вопросов, касающихся создания портфолио, для педагогов были организованы специальные консультации по теме "Технология портфолио в образовательном процессе ДОУ".
Для того чтобы обеспечить дух соревнования в процессе создания портфолио групп, было принято решение о проведении смотра-конкурса. Разработанное положение о смотре-конкурсе "Портфолио группы" и определило примерную структуру портфолио.
Методические рекомендации по составлению портфолио группы
Цели и задачи
1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением;
- поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
- создать для группы ситуацию переживания успеха.
Порядок формирования портфолио
1. Портфолио группы является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно - образовательной среды группы.
2. Период составления портфолио – в течение всего образовательного процесса, нахождения ребенка в детском саду.
3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы.
4. Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы.
Структура портфолио группы
Портфолио группы детского сада состоит из таких разделов:
v "Добро пожаловать!"
(содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы);
v "Давайте познакомимся!"
(представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа);
v "Наши девочки"
( содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
v "Наши мальчики"
( содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
v "Наши успехи и достижения" (почетные грамоты, дипломы, личные достижения)
v "Наши мечты" (высказывания воспитанников)
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
"Что означают наши имена",
"Наши праздники" (календарные праздники, традиции в группе,
"Кем я буду, когда вырасту" (высказывания воспитанников)
"Наши говорилки”(смешные высказывания детей,
"Мы артисты", (утренники, театрализованные постановки, концерты) и другие.
В ходе оформления портфолио мы поставили цель : создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса, собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия и достижения в различных областях.
Задачи: создать для группы ситуацию переживания успеха; поддержать интерес педагогов и родителей к формированию портфолио группы; укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с детским садом.
Наша группа расширила предложенную структуру дополнительными разделами, например, "Наши будни" (Непосредственно – образовательная деятельность, чем мы любим заниматься в свободное время, зимняя прогулка, мы за здоровый образ жизни, детский гороскоп, акция кормушка)
К оформлению группового портфолио мы активно привлекли родителей.
Педагоги и родители собирали фотографии, сочиняли для них сопроводительные стихи и тексты, беседовали с детьми, активно общались, придумывали оформление разделов. И воспитанники принимали активное участие в этой работе. Они рассказывали о своих увлечениях, мечтах, кем бы хотели стать, когда вырастут. Фантазии воспитанников не было предела. Взрослые проявили свои поэтические и художественно-оформительские таланты. Все это способствовало созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрыл творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду, способствовало взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов.
Итогом всей работы стали:
1. Праздник «Вот какие мы большие» презентация портфолио, которая удивила всех интересным содержанием, яркостью и эстетичностью материалов, творческим оформлением портфолио, так как родители не могут посетить все мероприятия и видеть все режимные моменты, проводимые в детском саду. Дети выступили перед сверстниками и родителями. Ярким и запоминающимся получился рассказ о группе, благодаря интересному сценарию, костюмам и талантам юных артистов. Родители были гостями презентации и многие из них проявили желание показать свои артистические таланты при подготовке и проведении таких мероприятий в будущем.
2. Выпускной утренник «До свиданья детский сад», где был показан фильм «Мы выпускники», выполненный на основе материалов портфолио группы
На этом наша работа по формированию портфолио не закончена. В новом учебном году мы набрали воспитанников младшей группы, с которыми уже начали формировать портфолио группы. Одна семья проявила инициативу и оформила портфолио семьи, 2 семьи - портфолио ребенка.
Мы считаем, что работу с родителями по созданию портфолио нужно вести, так как это укрепляет взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышает заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением. Очень приятно видеть глаза родителей, которые как бы спрашивают «Неужели наши дети такими были?»!