Мария Ефимова
Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние сказок на развитие ребенка.
Сказка - это литературное произведение, к которому прикасается ребенок в период дошкольного детства. Она имеет большое психологическое значение. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Задача педагога - поддержать фантазию ребенка, помочь ему раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет художественная деятельность, где проявляются, раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого ребенка, его склонности, интересы.
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через драматизацию русской народной сказки.
Взаимодополняемость образовательных областей.
Задачи:
• обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной и другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурный досуг, экскурсии и т. д.);
• организовать развивающую среду, способствующую творческому развитию детей, развитию театрализованной деятельности.
Познавательное развитие - обогащать представления детей о жанре народного фольклора - сказке, познакомить с новыми произведениями, поддерживать интерес к фольклорному слову; помогать понимать скрытые мотивы поведения героев сказок;
Речевое развитие – развивать и совершенствовать связную речь дошкольников; обогащать словарный запас; совершенствовать умение пересказывать произведение близко к тексту, по частям;
Социально - коммуникативное развитие – создать условия для развития творческой активности детей в драматизации сказки; формировать оценку нравственных понятий правда и ложь, добро и зло, щедрость и жадность; развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения;
Художественно - эстетическое развитие – развивать эмоциональную отзывчивость к русской народной песне; закреплять навыки продуктивной работы с различными материалами; закреплять умение передавать образ героя, сюжет сказки в продуктивной деятельности;
Физическое развитие – развивать координацию движений, быстроту реакций; формировать нравственно-волевые качества.
Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использовалась непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники слушали сказки в исполнении воспитателя, запись компакт-диска; познакомились с жанром сказки и его особенностями, обсуждали характер героев, их поступки. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. После чтения обращалось внимание дошкольников не только на содержание сказки, но и на художественную форму, проводился анализ произведения, при котором дети учились чувствовать образность сказок. Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями сказки. Во время нерегламентированной деятельности дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам; была создана картотека дидактических игр на знание сюжета сказки, ее героев: "Чья песенка?" (закрепление знания песенок из сказок, использование их в пересказе, "Отгадай-ка!" (учить отгадывать сказку по словам-повторам, "Узнай героя сказки по описанию" (учить называть героя сказки по его характерным признакам, "Найди пару" (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Для успешного развития творческой активности детей в драматизации сказки создавались следующие условия:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- этюды-упражнения на развитие внимания ("Сочини сказку"- ребенок смотрит на кукол и сочиняет сказку, другие в это время его отвлекают, смешат, делают замечания и др., воображения ("Оживи предмет"- дети общаются с различными предметами, представляя их живыми; "Фантазеры"- ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность, другие придумывают историю в заданном настроении, развитие мышления ("Бывает же такое"- дети рассказывают сказку, изменив характеры героев на противоположные, на развитие жеста ("Пошла Маня на базар", "Ерема", "Как у нашего Данилы"- дети жестом передают действия героев потешек, на выражение основных эмоций ("Уж ты серенький коток", «Злой Кащей», «Грустная Василиса» - выражение характера героя жестами и мимикой).
- игры-драматизации по русским народным сказкам "Заяц-хваста", "Маша и медведь", "Рукавичка", "Заюшкина избушка" и др.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
При организации работы со сказкой использовалась как специально организованная деятельность, так и нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.
Специально организованная деятельность включалась в другие виды НОД, запланированные в режиме дня. Так, например, в непосредственно образовательной деятельности по музыке осуществлялось развитие свободы и выразительности телодвижения (ритмопластики) - "Лиса идет", "Пляска зверей", дети учились игре на музыкальных инструментах, использованию их в игровой деятельности, озвучивали различных сказочных героев. В сотрудничестве с музыкальным руководителем проводились музыкальные развлечения, праздники, в которых участвовали герои сказок : «Масленица», «8 марта», «Новый год» и др.
Познавательная деятельность с детьми позволила дать им богатый материал по формированию представлений об окружающем, овладеть элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Был разработан проект «Сказка – ложь, да в ней намек», итоговым мероприятием НОД «Завалинка». Дети исполняли русские народные песни, обыгрывали сценки из знакомых сказок.
Для развития художественной деятельности использовались сюжеты из русских народных сказок, их герои: рисование "Мой любимый герой", коллективная аппликация "Стоит в поле теремок" и др.
Двигательная деятельность проходила в форме физкультурных досугов «В стране сказок», «По следам Кощея», картотека спортивных эстафет по сказочным сюжетам, подвижные игры с использованием героев сказок.
Развивающая среда необходимое условие для успеха в любом направлении воспитательно-образовательной работы. Для решения этой задачи был организован центр "Театральная студия", в котором находятся различные виды театров: пальчиковый, магнитный, настольный и др. ; предметы старинного быта для обыгрывания сюжетов из различных сказок, костюмы, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций. Были приобретены настольно-печатные игры "Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Сказка за сказкой», «Составь сказку».
Работа с родителями :
- анкетирование родителей «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?», «Читаете ли вы детям сказки?»;
- участие в обогащении игровой среды в группах: появились новые настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочное лото» и др., новые виды театра: театр-матрешка «Гуси-лебеди», магнитные театры «Репка», «Колобок»;
- консультации «Сказки для наших детей», «Как сделать театр дома?», «Сказка воспитывает и обучает», «Читаем русские народные сказки»;
- родительское собрание «Значение театральной деятельности в жизни дошкольника».