МААМ-картинки

Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ»

Мария Ефимова
Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ»

Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние сказок на развитие ребенка.

Сказка - это литературное произведение, к которому прикасается ребенок в период дошкольного детства. Она имеет большое психологическое значение. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложной ситуации. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ“» размещена в разделах

Задача педагога - поддержать фантазию ребенка, помочь ему раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет художественная деятельность, где проявляются, раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого ребенка, его склонности, интересы.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через драматизацию русской народной сказки.

Взаимодополняемость образовательных областей.

Задачи:

• обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной и другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурный досуг, экскурсии и т. д.);

• организовать развивающую среду, способствующую творческому развитию детей, развитию театрализованной деятельности.

Познавательное развитие - обогащать представления детей о жанре народного фольклора - сказке, познакомить с новыми произведениями, поддерживать интерес к фольклорному слову; помогать понимать скрытые мотивы поведения героев сказок;

Речевое развитие – развивать и совершенствовать связную речь дошкольников; обогащать словарный запас; совершенствовать умение пересказывать произведение близко к тексту, по частям;

Социально - коммуникативное развитие – создать условия для развития творческой активности детей в драматизации сказки; формировать оценку нравственных понятий правда и ложь, добро и зло, щедрость и жадность; развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения;

Художественно - эстетическое развитие – развивать эмоциональную отзывчивость к русской народной песне; закреплять навыки продуктивной работы с различными материалами; закреплять умение передавать образ героя, сюжет сказки в продуктивной деятельности;

Физическое развитие – развивать координацию движений, быстроту реакций; формировать нравственно-волевые качества.

Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использовалась непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники слушали сказки в исполнении воспитателя, запись компакт-диска; познакомились с жанром сказки и его особенностями, обсуждали характер героев, их поступки. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. После чтения обращалось внимание дошкольников не только на содержание сказки, но и на художественную форму, проводился анализ произведения, при котором дети учились чувствовать образность сказок. Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями сказки. Во время нерегламентированной деятельности дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам; была создана картотека дидактических игр на знание сюжета сказки, ее героев: "Чья песенка?" (закрепление знания песенок из сказок, использование их в пересказе, "Отгадай-ка!" (учить отгадывать сказку по словам-повторам, "Узнай героя сказки по описанию" (учить называть героя сказки по его характерным признакам, "Найди пару" (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).

Для успешного развития творческой активности детей в драматизации сказки создавались следующие условия:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- этюды-упражнения на развитие внимания ("Сочини сказку"- ребенок смотрит на кукол и сочиняет сказку, другие в это время его отвлекают, смешат, делают замечания и др., воображения ("Оживи предмет"- дети общаются с различными предметами, представляя их живыми; "Фантазеры"- ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность, другие придумывают историю в заданном настроении, развитие мышления ("Бывает же такое"- дети рассказывают сказку, изменив характеры героев на противоположные, на развитие жеста ("Пошла Маня на базар", "Ерема", "Как у нашего Данилы"- дети жестом передают действия героев потешек, на выражение основных эмоций ("Уж ты серенький коток", «Злой Кащей», «Грустная Василиса» - выражение характера героя жестами и мимикой).

- игры-драматизации по русским народным сказкам "Заяц-хваста", "Маша и медведь", "Рукавичка", "Заюшкина избушка" и др.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

При организации работы со сказкой использовалась как специально организованная деятельность, так и нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.

Специально организованная деятельность включалась в другие виды НОД, запланированные в режиме дня. Так, например, в непосредственно образовательной деятельности по музыке осуществлялось развитие свободы и выразительности телодвижения (ритмопластики) - "Лиса идет", "Пляска зверей", дети учились игре на музыкальных инструментах, использованию их в игровой деятельности, озвучивали различных сказочных героев. В сотрудничестве с музыкальным руководителем проводились музыкальные развлечения, праздники, в которых участвовали герои сказок : «Масленица», «8 марта», «Новый год» и др.

Познавательная деятельность с детьми позволила дать им богатый материал по формированию представлений об окружающем, овладеть элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Был разработан проект «Сказка – ложь, да в ней намек», итоговым мероприятием НОД «Завалинка». Дети исполняли русские народные песни, обыгрывали сценки из знакомых сказок.

Для развития художественной деятельности использовались сюжеты из русских народных сказок, их герои: рисование "Мой любимый герой", коллективная аппликация "Стоит в поле теремок" и др.

Двигательная деятельность проходила в форме физкультурных досугов «В стране сказок», «По следам Кощея», картотека спортивных эстафет по сказочным сюжетам, подвижные игры с использованием героев сказок.

Развивающая среда необходимое условие для успеха в любом направлении воспитательно-образовательной работы. Для решения этой задачи был организован центр "Театральная студия", в котором находятся различные виды театров: пальчиковый, магнитный, настольный и др. ; предметы старинного быта для обыгрывания сюжетов из различных сказок, костюмы, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций. Были приобретены настольно-печатные игры "Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Сказка за сказкой», «Составь сказку».

Работа с родителями :

- анкетирование родителей «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки, «Читаете ли вы детям сказки;

- участие в обогащении игровой среды в группах: появились новые настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочное лото» и др., новые виды театра: театр-матрешка «Гуси-лебеди», магнитные театры «Репка», «Колобок»;

- консультации «Сказки для наших детей», «Как сделать театр дома?», «Сказка воспитывает и обучает», «Читаем русские народные сказки»;

- родительское собрание «Значение театральной деятельности в жизни дошкольника».

Прикреплённые файлы:

skazka1_9q8fc.ppt | 6005,5 Кб
 
Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Описание опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на кружковых занятиях» “Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. Сухомлинский Идея опыта заключается во внедрении системы дополнительных занятий по изобразительной.

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Опыт работы на тему «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возрастаАктуальность: использование.

Проект «Русские народные сказки» ПРОЕКТ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» Воспитатель: Кропотова Елена Григорьевна Продолжительность проекта: с 10 октября по 14 октября Первый этап.

Развитие творческих способностей дошкольников (из опыта работы) «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии.

Сообщение из опыта работы «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности» Тема: «Создание условий, способствующих развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности». Актуальность выбранной.

Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных.

Викторина «Русские и мордовские народные сказки» Цель. Закрепить знания детей о народных сказках (русских и мордовских, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать образность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ»
Опубликовано: 12 июля 2017 в 18:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД