Ольга Горных
Виды проектов, используемых в работе ДОУ. Взаимодействие с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Виды проектов, используемых в работе ДОУ.
Взаимодействие с родителями. Проблемы, возникающие при реализации проектного метода.
2 Слайд.
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
Публикация «Виды проектов, используемых в работе ДОУ, Взаимодействие с родителями» размещена в разделах
Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка, так и группы, или организации.
3 Слайд.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
4 Слайд.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели. Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
5,6,7 Слайд.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности :
• Учёт интересов ребёнка.
• Деятельность без принуждения.
• Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть
доступна для понимания.
• Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
• Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над
проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
• Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
• Совместное с педагогом достижение цели.
8 Слайд.
Классификация проектов
• по целевой установке,
• по составу участников,
• по тематике,
• по срокам реализации,
• по содержанию.
Виды проектов по целевой установке:
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
3. Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.).
4. Нормативные (проекты по созданию норм поведения) :
• запрещающие,
• позитивно нормирующие,
• нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника
По количеству участников:
1. Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
2. Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
3. Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
По продолжительности:
• краткосрочные (одно или несколько занятий,
• средней продолжительности (до 1 мес.)
• долгосрочные (до полугода-года).
9 Слайд.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют. Поэтому в проектную деятельность можно и нужно привлекать родителей.
10 Слайд.
Взаимодействие с родителями на разных этапах работы над проектом.
Этапы работы над проектом Деятельность родителей
1. Погружение в проект Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует дошкольников, создает чувство успеха.
5. Презентация результатов Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
11 Слайд.
Проблемы, возникающие при реализации проектного метода.
1. Слабое владение педагогом методикой организации проектной деятельности.
2. Самая большая проблема для педагога – не превратиться в наставника, диктующего свое мнение, или взять на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
3. Основные трудности, присущие детям в совместной деятельности заключаются в неумении планировать свою деятельность, согласовывать действия друг с другом, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности.
4. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями могут потерять интерес к работе над проектом.
5. Стремление некоторых родителей выполнить всю работу за своих детей, что отрицательно сказывается на развитии интереса к самостоятельной деятельности.
6. Самоустранение некоторых родителей от совместной работы с детьми по проекту, что приводит к потере интереса у ребенка.
7. Механическое списывание или скачивание с Интернета, что не способствует самореализации ребенка.
12 Слайд.
Нам педагогам, хотелось бы, чтобы родители понимали : сегодня существует серьезная проблема у наших детей. Это низкая коммуникабельность, нелюбознательность, несамостоятельность, пассивность. Наша с вами главнейшая задача – научить детей общаться, взаимодействовать с другими людьми, самостоятельно искать выход из любой ситуации, уметь действовать адекватно ситуации.
Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.
Так вот, проекты – это одна из наиболее эффективных форм подготовки детей к обучению в начальной школе. Мы формируем таким образом достаточный уровень развития психических процессов, это касается и произвольности поведения, эмоционально-мотивационной готовности к школе и наличия высокого уровня коммуникативных навыков.