Получи документы

Опыт работы на тему «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Юлия Пономарева
Опыт работы на тему «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

1 слайд Название презентации

2 слайд

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Василий Александрович Сухомлинский

3 слайд Актуальность

Публикация «Опыт работы на тему „Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС“» размещена в разделах

Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. С каждым годом мы наблюдаем, что у современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, все их идеалы построены на однотипных куклах Винкс и Лол, вымышленных персонажах, таких как Человек-паук, Трансформеры, Боты и др. Материальные ценности стали преобладать над духовными. Современные дети мало знают о родном городе, о своей стране, особенностях народных традиций. Они часто равнодушны к близким людям, товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Это связано с тем, что в последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям.

4 слайд

Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, а в первую очередь в детях - чувство патриотизма и гражданственности. Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента (который на длительное время пропал из системы образования) назад, чтобы у подрастающего поколения формировались правильные ценности и личностные качества.

ФГОС, пришедший на смену ФГТ, определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей.

5 слайд

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Следовало бы особо выделить проблему развития «патриотического сознания».

6 слайд

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДО. Ведь ДОУ – самое первое звено в системе образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Главная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

7 слайд

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны :

- высокая восприимчивость,

- легкая обучаемость,

- безграничное доверие взрослым,

- стремление подражать им,

- эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

8 слайд

Дадим определение словам:

Патрио т — человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите

Нравственно -патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране,национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Цель: нравственно- патриотического воспитания у детей дошкольного возраста - воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к Родине; формированию них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

Но эти качества не возникают у детей сами по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. - Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую Родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.

Слайд 9 Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей.

Слайд 10.

Блок 1. Я и моя семья.

Мир ребенка начинается с его семьи, где впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Наша задача прививать детям чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь к родному дому; учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага. Организованная деятельность Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома, дидактическое упражнение “Построй семью”, создание уголка уединения с семейными фотографиями, празднование Дня рождения детского сада, альбом “Дружная семья”.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность к своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, знали своих бабушек и дедушек, кем они были и чем занимаются теперь. Изучение своей семьи, семейных традиций, составлению своей родословной – все это составные семейного воспитания.

Слайд 11

Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Все это закладывается в семье. Это прогулки, наблюдения, кормление птиц зимой, ухаживание за домашними питомцами.

Слайд 12

Блок 2. «Мой детский сад»

Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес; воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке. Воспитание уважения к труду.

Слайд 13 Фото день рождения детского сада

Слайд 14

Блок 3. Мой родной город

Познакомить детей с историей возникновения Воронежа. Воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе; дать представление о транспорте города, его природе; прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа; формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города. Естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является в него: культурно - исторического, духовно – нравственного, краеведческого компонентов, а также знания истории и богатейших традиций Отечества. Краеведение охватывает все стороны человеческой жизни. Можно провести беседу «Что за край, где ты живешь? Чем знаменит он и хорош», экскурсии по родному городу, посещение мероприятий ко Дню города, выставки рисунков и фотографий со Дня города.

Слайд 15

Блок 4. Моя страна

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». Здесь особая роль отводится знакомству с символами государства (герб, флаг, гимн). В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают о том, что символы страны означают святость и гордость государства, олицетворяют независимость, величие и честь нашей Родины. Эти задачи требуют от нас выбора наиболее доходчивых форм и методов работы, которые вызывали бы интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Здесь отводится большая роль чтению художественной и познавательной литературы о защитниках Отечества нашей Родины. Можно познакомить с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства: «Моя первая книга о России», «С чего начинается Родина».

Слайд 16

Блок 5. Традиции

Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику; прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.

. Живой интерес вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам «День защитника Отечества»; «День Победы» с применением воинских атрибутов (касок, котелков, фляжек, подлинных предметов, вещей, фотографий). В знак благодарности дети своими руками готовят открытки, сувениры. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства гордости за свою Родину.

Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Знакомя с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда – то частью быта и труда русского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей, укладом жизни. «Широкая масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки».

Слайды с традициями

Блок 6.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Слушать музыку, песни, танцы, читать литературу - все это должно вызывать эмоциональный отклик, позволять узнавать традиции, обычаи других народов.

Слайд 23. Связь с педагогами доп. образования:

Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту

и богатство родного языка;

Инструктор по физкультуре - организует и проводит подвижные игры разных народов страны.

Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные

праздники;

Воспитатели проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так

воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах

деятельности детей.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

Это:

- народные и фольклорные праздники – Масленица, осенины;

- государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, театрализованные развлечения.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Слайд 24

Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских и детсадовских конкурсах: конкурс чтецов, «Мой район», «Зеленая весна»,, «Покормите птиц зимой»

Слайд 25

Работа с родителями.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимо тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи. Оно выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась простыми беседами, консультациями, необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Опубликовано: 15 апреля 2021 в 23:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД