Получи документы

Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности

Фелькер Светлана
Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности

Взаимодействие ребенка и общества обозначается через понятие «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х – начале 50- х годов XX в. в работах американских психологов и социологов.

«Социализация» раскрывается через понятие «адаптация». Через понятие «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самореализации.

Публикация «Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности» размещена в разделах

Социализация – непрерывный процесс, делящийся на протяжении всей жизни. В современной теории образования на первое место выдвигается формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период первоначальной социализации личности, приобщения к миру культуры, становления общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами жизни. Компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из базовых характеристик личности ребенка-дошкольника. Она включает в себя социальную, коммуникативную и интеллектуальную характеристики.

Развитие социальной компетентности – необходимый и важный этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутриличностных социальных позиций.

Социальная компетентность ребенка – это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество. Накапливание ребенком необходимого социального опыта самостоятельно и под руководством взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позже – готовности к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Быть социально- компетентным для ребенка значит, уметь согласовывать свои биологические ритмы (свои активность, сон, аппетит, состояние,

настроение, работоспособность) с социальными ритмами (чувством ответственности, понимания необходимости чего-либо, обязанностями и правами).

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Дошкольная организация является открытой системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, она открыта для межличностного общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение взаимодействует с социумом, расширяет и укрепляет взаимосвязь с семьёй.

Приоритетным направлением сотрудничества с социумом является :

-создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;

- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, развитие творческого потенциала воспитанников;

- подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Работая над данной темой, педагоги определяют перед собой такие задачи:

1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

2. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству.

3. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использования навыков социального партнёрства для личностного развития.

Реализация основных направлений сотрудничества с социумом :

Взаимодействие с учреждениями образования:

Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина и спорт. Поэтому детский сад является важным этапом в их ознакомлении с социумом

Взаимодействие с учреждениями культуры:

Задачи художественно – эстетического воспитания дошкольника успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Театр – особый мир, где ребёнок познаёт сущность добра и зла, приобщается к большому искусству. В нашем детском саду регулярно организуются театрализованные представления и дети с большим интересом смотрят кукольные спектакли, концерты для детей. Такие встречи в лёгкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, у детей возникает желание обучаться в музыкальной школе.

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей педагоги могут установить тесное сотрудничество с библиотекой. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественными произведениями нужно организовывать выставки книг, литературные викторины, посвящённые творчеству русских писателей и поэтов.

Ознакомление детей с социумом является экскурсии к объектам, находящимся вне территории дошкольного учреждения. Например, экскурсия к мемориалу «Танк «Макеевский школьник», где взрослые и дети могут возложить цветы, почтить память павших героев в годы Великой Отечественной Войны.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения одна из актуальных на сегодняшний день задач.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - это главное направление деятельности МДОУ. Одной из форм работы детского сада является сотрудничество педагогического коллектива с детской поликлиникой. Медицинский персонал поликлиники осуществляет диспансеризацию и контроль над физическим развитием и здоровьем детей с момента поступления в детский сад до выпуска в школу.

Взаимодействие с ГИБДД :

Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге, знакомить с азбукой дорожного движения ещё до школы, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Пригласить в детский сад инспектора ГИБДД. Дети с удовольствием поиграли в познавательные и подвижные игры, продемонстрировали свои знания о дорожных знаках, о сигналах светофора и о правилах дорожного движения. Также была организована целевая прогулка к светофору, в ходе которой дети закрепили правила безопасного поведения на дороге.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:

Для создания положительной мотивации к личностному развитию и творческой активности воспитанники могут посещать кружковые занятия по интересам.

Благодаря организации дополнительных образовательных услуг, процесс социализации дошкольника проходит более эффективно. Дети проявляют свои способности и задатки, используют их в повседневной жизни.

Взаимодействие с семьёй :

Ещё одна социальная сфера – это семья. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только взаимодействие с семьёй, включение родителей в учебно – воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, создаёт оптимальные условия для всестороннего развития личности.

Для изучения семей необходимо проводить анкетирование родителей (возраст, образование, профессия, образовательные запросы, уровень педагогической компетентности). На основании этих данных организовывать наглядно – информационные формы работы с родителями («педагогическая гостиная», «круглый стол» на различные темы, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, игры – тренинги, консультации специалистов, разработка и реализация совместных проектов.)

Широкий спектр взаимодействия детского сада с учреждениями социума позволяет более полно решать все поставленные задачи, развивать и воспитывать детей в художественно – эстетическом, физическом, социальном и познавательном направлении, что в дальнейшем может повлиять на выбор интересов в жизни детей, на вхождение маленького человека в «большой мир».

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Взаимодействие с социумом (фотоотчет)Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Взаимодействие с социумом (фотоотчет) Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». (Взаимодействие с социумом).Фотоотчет. 4 апреля в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Мое.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

План работы с родителями и взаимодействие с социумом .План работы с родителями и взаимодействие с социумом. Образ-ые области Мероприятия Продукт Сентябрь 1,2 1. Оформление стенда «Для Вас родители».

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности
Опубликовано: 2 октября 2022 в 12:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД