Папки-передвижки

Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности

Фелькер Светлана
Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие ребенка и общества обозначается через понятие «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х – начале 50- х годов XX в. в работах американских психологов и социологов.

«Социализация» раскрывается через понятие «адаптация». Через понятие «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самореализации.

Публикация «Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности» размещена в разделах

Социализация – непрерывный процесс, делящийся на протяжении всей жизни. В современной теории образования на первое место выдвигается формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период первоначальной социализации личности, приобщения к миру культуры, становления общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами жизни. Компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из базовых характеристик личности ребенка-дошкольника. Она включает в себя социальную, коммуникативную и интеллектуальную характеристики.

Развитие социальной компетентности – необходимый и важный этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутриличностных социальных позиций.

Социальная компетентность ребенка – это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество. Накапливание ребенком необходимого социального опыта самостоятельно и под руководством взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позже – готовности к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Быть социально- компетентным для ребенка значит, уметь согласовывать свои биологические ритмы (свои активность, сон, аппетит, состояние,

настроение, работоспособность) с социальными ритмами (чувством ответственности, понимания необходимости чего-либо, обязанностями и правами).

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Дошкольная организация является открытой системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, она открыта для межличностного общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение взаимодействует с социумом, расширяет и укрепляет взаимосвязь с семьёй.

Приоритетным направлением сотрудничества с социумом является :

-создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;

- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, развитие творческого потенциала воспитанников;

- подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Работая над данной темой, педагоги определяют перед собой такие задачи:

1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

2. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству.

3. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использования навыков социального партнёрства для личностного развития.

Реализация основных направлений сотрудничества с социумом :

Взаимодействие с учреждениями образования:

Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина и спорт. Поэтому детский сад является важным этапом в их ознакомлении с социумом

Взаимодействие с учреждениями культуры:

Задачи художественно – эстетического воспитания дошкольника успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Театр – особый мир, где ребёнок познаёт сущность добра и зла, приобщается к большому искусству. В нашем детском саду регулярно организуются театрализованные представления и дети с большим интересом смотрят кукольные спектакли, концерты для детей. Такие встречи в лёгкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, у детей возникает желание обучаться в музыкальной школе.

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей педагоги могут установить тесное сотрудничество с библиотекой. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественными произведениями нужно организовывать выставки книг, литературные викторины, посвящённые творчеству русских писателей и поэтов.

Ознакомление детей с социумом является экскурсии к объектам, находящимся вне территории дошкольного учреждения. Например, экскурсия к мемориалу «Танк «Макеевский школьник», где взрослые и дети могут возложить цветы, почтить память павших героев в годы Великой Отечественной Войны.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения одна из актуальных на сегодняшний день задач.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - это главное направление деятельности МДОУ. Одной из форм работы детского сада является сотрудничество педагогического коллектива с детской поликлиникой. Медицинский персонал поликлиники осуществляет диспансеризацию и контроль над физическим развитием и здоровьем детей с момента поступления в детский сад до выпуска в школу.

Взаимодействие с ГИБДД :

Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге, знакомить с азбукой дорожного движения ещё до школы, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Пригласить в детский сад инспектора ГИБДД. Дети с удовольствием поиграли в познавательные и подвижные игры, продемонстрировали свои знания о дорожных знаках, о сигналах светофора и о правилах дорожного движения. Также была организована целевая прогулка к светофору, в ходе которой дети закрепили правила безопасного поведения на дороге.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования:

Для создания положительной мотивации к личностному развитию и творческой активности воспитанники могут посещать кружковые занятия по интересам.

Благодаря организации дополнительных образовательных услуг, процесс социализации дошкольника проходит более эффективно. Дети проявляют свои способности и задатки, используют их в повседневной жизни.

Взаимодействие с семьёй :

Ещё одна социальная сфера – это семья. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только взаимодействие с семьёй, включение родителей в учебно – воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, создаёт оптимальные условия для всестороннего развития личности.

Для изучения семей необходимо проводить анкетирование родителей (возраст, образование, профессия, образовательные запросы, уровень педагогической компетентности). На основании этих данных организовывать наглядно – информационные формы работы с родителями («педагогическая гостиная», «круглый стол» на различные темы, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, игры – тренинги, консультации специалистов, разработка и реализация совместных проектов.)

Широкий спектр взаимодействия детского сада с учреждениями социума позволяет более полно решать все поставленные задачи, развивать и воспитывать детей в художественно – эстетическом, физическом, социальном и познавательном направлении, что в дальнейшем может повлиять на выбор интересов в жизни детей, на вхождение маленького человека в «большой мир».

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Взаимодействие с социумом (фотоотчет)Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Взаимодействие с социумом (фотоотчет) Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». (Взаимодействие с социумом).Фотоотчет. 4 апреля в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Мое.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

План работы с родителями и взаимодействие с социумом .План работы с родителями и взаимодействие с социумом. Образ-ые области Мероприятия Продукт Сентябрь 1,2 1. Оформление стенда «Для Вас родители».

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности
Опубликовано: 2 октября 2022 в 12:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие дошкольников с социумом как фактор развития социальной компетентности» (включая файлы) размещена пользователем Фелькер Светлана (УИ 2425449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД