Папки-передвижки

«Пальчиковая гимнастика». Сообщение на семинаре-практикуме «Здоровье детей в наших руках»

Ольга Волынская
«Пальчиковая гимнастика». Сообщение на семинаре-практикуме «Здоровье детей в наших руках»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребёнка - детский сад № 100»

Сообщение на семинаре-практикуме

«Здоровье детей в наших руках» :

«Технологии оздоровления детей дошкольного возраста: пальчиковая гимнастика»

Воспитатель: Волынская О. С.

г. Краснодар

2013г.

Публикация «„Пальчиковая гимнастика“, Сообщение на семинаре-практикуме „Здоровье детей в наших руках“» размещена в разделах

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Работу в группе по развитию мелкой моторики мы проводим регулярно. Чтобы был достигнут положительный эффект необходимо начинать заниматься с младшего дошкольного возраста, так как к 5-6 годам происходит становление двигательных функций кистей и пальцев рук. Пальчиковые игры целесообразно начинать с простых упражнений, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение, «Птички» (птички - пальчики «склевывают» слова, «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Далее предлагаем детям упражнения на сгибание и разгибание пальцев : «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун» и др. Например, пальчиковая гимнастика «Встали пальчики» :

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно дети пригибают пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаются всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Есть интересные пальчиковые игры, когда пальцы правой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки. Например: пальчиковая гимнастика «Повстречались два котёнка»

Повстречались два котенка «Мяу», «Мяу».

Повстречались два щенка «Гав», «Гав».

Повстречались два жеребенка «И-го-го».

Повстречались два тигренка «Р-р-р».

Повстречались два бычка «Му-у-у».

Вот такие рога.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками

Очень нравятся детям пальчиковые игры «Жук», «Комарик», где пальцы необходимо развести в стороны.

Я веселый Майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня «Жу –жу…»

Нужно сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».

Немало есть пальчиковых упражнений, где детям предлагается постучать по поверхности или «походить» по столу. Например «Человечек»

«Топ- топ- топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. Выполняя упражнения «Очки», «Кольцо», большой и указательный пальцы дети соединяют в кольцо, а остальные разводят в стороны.

- Что стряслось у тети Вали?

- У нее очки пропали!

- Нет очков у тети Вали –

- Очевидно, их украли!

В старшем дошкольном возрасте можно перейти к более сложным играм. Например, игра «Футболисты» :

- Как – то на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды – команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука). Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работают левой рукой). Разминается капитан (большим пальцем совершают 7 – 10 круговых движений). Разминаются игроки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).

Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки). На поле выходит команда белочек (работают правой рукой). Разминается капитан (большим пальцем совершают 7 – 10 круговых движений). Разминаются белочки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно). Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем правой руки).

Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» (соприкасаются одноименными пальцами обеих рук).

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5 раз, сначала одной, затем другой, а в завершении 2-мя руками вместе. Воспитатель следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.

В подготовительной группе полезно проводить упражнение «Кулак – ребро – ладонь» для подготовки руки ребенка к письму, а также упражнения с предметами.

Используя карандаш можно сделать самомассаж ладоней, ладоней и пальцев, самомассаж кончиков пальцев.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают, т. е снимают психо-эмоциональное напряжение. Хотелось бы отметить, что они особенно хороши в период адаптации ребенка в детском саду.

Пальчиковые игры мы проводим в качестве физминуток во время НОД, а так же включаем в динамические паузы.

Дети в нашей группе с удовольствием играют в данные игры. У нас имеется картотека пальчиковой гимнастики, а так же в интернете можно найти огромное количество материала, но мне всегда хочется внести что-то свое. Хочу поделиться игрой «Арам-сам-сам». Это карело-финская народная игра, я ее адаптировала под пальчиковую игру.

Правила игры: дети сидят на коврике по-турецки. Пропеваем слова на мотив известной современной песни «Арам-сам-сам». Сначала очень медленно.

А (ладошками обеих рук касаемся пола)

рам (ударяем ладошками по коленям)

сам-сам (два хлопка в ладоши)

А (ладошками обеих рук касаемся пола)

рам (ударяем ладошками по коленям)

сам-сам (два хлопка в ладоши)

Кути кути кути кути кути (играем пальчиками, перебираем их)

рам (ударяем ладошками по коленям)

сам-сам (два хлопка в ладоши)

Еще раз все повторяем

Я (ручки к себе, пальчики вместе) зде-е-есь! (протяжно кричим и тянем ручки вверх)

Я (ручки к себе, пальчики вместе) зде-е-есь! (протяжно кричим и тянем ручки вверх)

Кути кути кути кути кути (играем пальчиками, перебираем их)

рам (ударяем ладошками по коленям)

сам-сам (два хлопка в ладоши)

Повторяем игру несколько раз, с каждым кругом ускоряя темп. Последний круг выполняется медленно, чтобы успокоиться.

Очень часто использую прием ускорения темпа, детям это очень нравится, к тому же это способствует развитию двигательной активности мелкой моторики. Любимая игра нашей группы - «Маланья». Мы играем в нее со средней группы, просто каждый раз я ее усложняю.

У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей, Показать семь пальцев.

Все без бровей, Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так.. Дети показывают загаданные действия.

Публикации по теме:

Стихотворение для детей дошкольного возраста о соблюдении культурно-гигиенических навыков Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Стихотворение «Вместе мы сможем всё!» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пальчиковая гимнастика». Сообщение на семинаре-практикуме «Здоровье детей в наших руках»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 23:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД