Получи документы

Условия и методы развития словесно-логического мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Бадгудинова Венера Разяповна
Условия и методы развития словесно-логического мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Условия и методы развития словесно-логического мышления

у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

(из опыта работы)

Воспитатель - Бадгудинова Венера Разяповна

г. Старый Оскол, 2013г.

Организация детской деятельности так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы, остается и на сегодняшний день актуальным вопросом, требующим дальнейшего изучения. Так как, по данным ученых, большинство детей, которые приходят в школу, имеют различные нарушения речи.

Публикация «Условия и методы развития словесно-логического мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления : широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не обдумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

О необходимости широкого использования произведений художественной литературы и устного народного творчества для развития речи и мыслительной деятельности ребенка неоднократно писала Е. И. Тихеева.

В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи мы преследовали цель - изучить влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом цели – было развитие словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет цели являлась сказка, как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развитие словесно-логического мышления средствами сказки осуществляется в полной мере, если дети способны не только рассказать о чем или о ком было написано, но и понять содержание произведения, уловить элементарные связи между описанными в нем фактами и событиями.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказка является средством развития словесно-логического мышления детей.

К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Благодаря сказкам, в душе ребенка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. К. Д. Ушинский ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, так как последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: «детская гримаса на старческом лице».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Раскрывая значение сказки как педагогического средства, надо признать, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею.

Велика образовательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: "Так в жизни не бывает". Невольно возникает вопрос: "А как бывает в жизни?" Уже беседа взрослого с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение.

Конечно, образовательное значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно такие моменты всегда стараются использовать, ставя в ходе рассказывания сказки вопросы вроде: "Как вы думаете, ребята, сколько было всего котлов? Сколько горшков?" и т. п.

Дети рано приучаются верно, оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально - этические нормы поведения в обществе.

Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием воспитывающего, развивающего, психодиагностического, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознается в широких кругах педагогов.

В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, является процесс идентификации ребенка с главным героем сказки, которому способствует ряд специфических особенностей, свойственных и сказочному сюжету, и характеристикам персонажей, и устройству сказочному мира в целом. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется также их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно - следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки.

Сказки играют большую роль в развитии ребёнка. По мнению многих педагогов, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т. п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Восприятие сказки маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека.

Сказка приходит к ребенку в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Она является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. При слушании и воспроизведении сказки функционируют и развиваются основные речевые функции – экспрессивная и коммуникативная.

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

В непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи я преследовала цель расширить влияние сказки на словесно-логическое мышление старших дошкольников. Применяла различные приемы и методы для выявления уровня развития связной монологической речи. К ним относятся:

• Составление рассказа по картинке.

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.

Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

Инструкция. Я покажу вам картинку. Придумайте рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если дети затрудняется в описании, можно им помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо детей или давать им свои варианты ответов на наводящие вопросы.

• Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок.

Материалы: наборы последовательных картинок.

Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки, подумайте и разложите их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

По тому, как дети строят свои высказывания, насколько связно, интересно, живо умеют рассказывать и сочинять, можно судить об уровне речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне их умственного, эстетического и эмоционального развития.

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Проведенные занятия показали, что сказка является эффективным средством развития словесно-логического мышления детей.

Публикации по теме:

Пособия по работе с неговорящими детьми, развитию речи у неговорящих детей, алалии "Методы формирования языковой системы" Лекция-Мастер-класс МФЯС подробно раскрывает смысл начальных этапов работы с неговорящими детьми.

Роль развивающей среды в развитии логического мышленияРоль развивающей среды в развитии логического мышления На тему: Развитие логического мышления через развивающую среду МБОУ «Мумринская СОШ» Воспитатель Жалбусинова Р. Н. 2013г октябрь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия и методы развития словесно-логического мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 21:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия и методы развития словесно-логического мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Бадгудинова Венера Разяповна (УИ 113008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД