Получи документы

Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления

Ольга Терентьева
Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления

Сообщение на тему:

«Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления»

для воспитателей.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс-теория решений изобретательских задач. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Публикация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления» размещена в разделах

В требованиях современного сообщества к качеству образования можно встретить немало рекомендаций о том, что нужно развивать, воспитывать в подрастающем поколении.

В настоящий момент теория ТРИЗ позволяет научить любого человека решать творческие задачи и, следовательно, предоставляет возможность стать творческой личностью, обладающей сильным мышлением.

Каждый ребенок талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального успеха.

ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Как этого добиться?

Необходимо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов.

Нас окружают творческие задачи. Это задачи, которые, в отличие от математических, имеют много правильных решений, но не имеют четкого алгоритма решения. Например, надо сконструировать корабль для посадки на Луну, или обдумать методику поисков снежного человека, или усовершенствовать какое – либо техническое устройство – это все творческие задачи. Можно купить еду вегетарианскую, можно купить копчености, можно купить сладости, можно купить полуфабрикаты. Эта творческая задача имеет много решений, но для ваших конкретных условий и требований будет правильным ограниченное количество решений. Иное дело задача логическая: «Маша выше Саши, но ниже Даши. Кто из троих самый маленький?» Тут нет творчества, потому что есть жесткий алгоритм решения и один правильный ответ. Логические или математические задачи могут быть очень сложными, но они обычно имеют один правильный ответ и алгоритм решения. Изобретательские задачи – это творческие задачи.

Например, детям было предложено найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: «И дерево, и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождь», слышу ответ «Цветок может расти на дереве». Учу детей изобретать.

Например, сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки со жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.

Важную роль играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии «ТРИЗ».

Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знаниях, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке

«Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?

Ответы детей:

• Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла;

• Закрыть трубу ветками;

• Спрятать дрова.

Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.

Например:

- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?

Ответы детей:

• Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума;

• Накрыть огонь одеялом;

• Затоптать ногами;

• Засыпать землей из цветов.

- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?

• Сидел бы тихо;

• Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл;

• Сказал бы, что мама отдыхает.

Технологию «ТРИЗ» я стараюсь использовать в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе.

Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной деятельности по речевому развитию.

Метод на выявление противоречий.

Например:

Игра «Хорошо - плохо».

Цель: учить различать разные свойства в предмете или явлении. Игру я включила в организованную деятельность на тему «Здравствуй гостья зима». Дети отметили, что хорошего, а что плохого в зиме; что им нравиться зимой, а что не нравиться.

Что хорошего в зиме?

Можно кататься на лыжах, санках, играть в снежки, кататься с горки, скользить по ледяной дорожке;

Строить крепость;

Лепить снежную бабу и различных животных;

Новогодний праздник, Дед Мороз со Снегурочкой, подарки.

Что плохого в зиме?

Холодно, мороз;

Можно простудиться;

Нет цветов;

Мало птиц;

Замерзли речки, нельзя купаться.

Использую прием оживления.

На кого похожа зима?;

Во что одета? Какие волосы?;

Что на голове?

Метод добавления.

Показ на картинках основных героев сказки, а последняя картинка не по сказке.

Цель: придумать сказку по данным картинкам, развивать речь детей; воображение, фантазию.

Например: Красная Шапочка, бабушка, волк и вертолет.

Составление сюжетного рассказа.

Например: Представь, что ты стал домашним животным.

Кем бы ты хотел стать?

Чтобы ты ел?

Чем бы занимался?

Кто бы был твоим хозяином?

Как бы он к тебе относился?

Где бы ты спал?

Какой бы ты приятный сюрприз хотел бы получить от хозяина?

Применяю технологию «ТРИЗ» в организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Изобретательный метод на выявление художественных способностей детей.

1. Игра в кляксы.

Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже.

2. Волшебный листок.

Даются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, по одному. Предлагается детям дорисовать, чтобы получился законченный рисунок.

1-ый уровень – низкий, когда рисуют в фигуре (колобок, окно);

2-ой уровень – средний, подрисовывают (цветок, дом);

3-ий – высокий, когда геометрическая фигура становится лишь элементом для большого рисунка (машина, кошка, вагоны и т. д.).

Еще на занятиях по продуктивной деятельности использую такие элементы ТРИЗ, как превращение, представление, игра «Хорошо – плохо».

Все эти элементы помогают развивать у детей творческие способности, разговорную речь, фантазию.

Технологию «ТРИЗ» также применяю и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Организованная деятельность должна быть интересна детям и построена таким образом, чтобы ребенок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т. п.

Для этого он должен научиться ясно, представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями). Несомненно, при этом встает проблема развития воображения. Система творческих заданий, как основная форма обучения в технологии «ТРИЗ» позволяет успешно решать эти задачи – у ребенка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Все дети любят сказки. Они оказывают большое влияние на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа. Целесообразно научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных задач. Преимущество сказочных задач состоит в том, что речь идет лишь о предлагаемой ситуации, задач, которую нужно решить. При решении сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

1. Русская народная сказка «Колобок».

Сказочная задача: «Как сделать так, чтобы и песенка была услышана, и колобок остался живой?».

Ответы детей: «Забраться лисе на макушку; дать микрофон».

2. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Сказочная задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?».

Ответы детей: «Не варить ему; не убирать; не стирать, он Машу и выгонит».

Сказочная задача: «Но вдруг медведь рассердиться и съест Машу» (притвориться больной).

3. Французская сказка «Красная Шапочка».

Сказочная задача: «Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?».

Ответы детей: «Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка».

Составление рифмованных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3 лет. Основная форма работы - игровые задания и упражнения.

"Придумай рифму"

Воспитатель называет слово, дети придумывают к нему рифму.

Например: бежали (лежали); улица (курица); широко (далеко).

"Придумай рифмованные строчки" (рекомендуется с 4 лет)

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмующихся слов (лучше существительных, например рак-мак) и начать сочинять по схеме "Жил-был кто-то и был похож на что-то",

Например: "Жил – был рак и был похож на мак".

Опыт показывает, что организованная и совместная деятельность с применением технологии «ТРИЗ» у детей снимает чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

И в заключение, хотела бы сказать, что использование описанных приемов педагогической деятельности, формирует способность дошкольников к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, занятия с использованием приемов ТРИЗ являются средством формирования успешности детей. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои занятия.

«Чтобы творческую личность

Нам в системе развивать

Технологию ТРИЗ

Я желаю применять!

Рост профессиональный

Обеспечите себе.

Ориентир ребёнку дальний

Обозначите в судьбе».

Публикации по теме:

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с.

Презентация «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности дошкольника» Мне хотелось бы представить опыт нашей работы целью, которого является развитие познавательно-речевой активности, интеллектуально-творческого.

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста «Полёт на воздушном шаре». В волшебном Фиолетовом лесу жил был мудрый ворон, и звали его Метр. И был у ворона друг – малыш Гео. Гео часто.

Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности Инновационные технологии и методики дошкольного образования Воскобоева Г. С., воспитатель «МБДОУ Д/С № 375 г. Челябинска» Использование.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Опытно-экспериментальная работа по использованию методов ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей детей Программа опытно-экспериментальной работы по применению ТРИЗ – технологии в практики дошкольной образовательной организации Современное.

Отчёт по самообразованию «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников» Отчёт по самообразованию воспитателя средней группы Родионовой Т. Н. Тема: «Использование занимательного материала для развития логического.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Одной из самых.

Технологии развития критического мышления в ДОУ. Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой каждый из нас занимает определенное место. Чтобы быть успешным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления
Опубликовано: 24 января 2019 в 19:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД