Петренко Любовь
Взаимодействие с социумом в рамках работы по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с социумом в рамках работы по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста
«Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей»
К. Д. Ушинский
Безопасность жизни детей, и охрана их здоровья - одна из наиболее значимых задач дошкольного воспитания. При этом необходимо не только беречь ребёнка от опасностей, но и готовить его к встрече с предстоящими трудностями, формировать его представление о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.
Публикация «Взаимодействие с социумом в рамках работы по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На протяжении многих лет, ученые занимались вопросами формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста, освещая в своих исследованиях реальное многообразие различных подходов к этой проблеме. Ребенок дошкольного возраста, не всегда может сам определить всю меру опасности своего существования в силу своих физиологических особенностей, поэтому особая роль в получении социального опыта, по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста принадлежит окружающим его взрослым.
Работа дошкольных образовательных учреждений по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на сегодняшний день, как никогда актуальна. Система работы постоянно совершенствуется и ведётся систематически и планомерно. Эта комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять свои знания в различных ситуациях.
Наш детский сад, как и другие дошкольные учреждения, ведет кропотливую работу в данном направлении. Задача воспитателя состоит в том, чтобы подготовить дошкольника к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что оказавшись в трудной ситуации, выбраться из неё может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, заблаговременно обходить стороной и уменьшать. Поэтому основной целью по формированию у дошкольников основ безопасного поведения является : использование взаимодействия социума для создания единой воспитательной системы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Исходя из этого, выделен комплекс задач:
Совершенствовать систему работы с детьми по формированию у них основ безопасного поведения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Стимулировать интерес детей и мотивировать их к соблюдению правил безопасного для человека и окружающего мира поведения.
Сформировать умения детей самостоятельно находить выход из сложившихся опасных для жизни ситуаций.
Повысить уровень взаимодействия с социумом по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
В настоящее время, в процессе реформирования образования, детский сад представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основой ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое детский сад становится мощным средством социализации дошкольника. Дошкольное детство один из важнейших этапов вхождения дошкольника в общество, приобретения опыта социальных отношений. Как на этом этапе можно помочь ребенку войти в окружающий мир? Мы считаем, что необходимо познакомить ребёнка с окружающей его действительностью – местом в котором он живёт, научить ребенка свободно ориентироваться там, рассказать на какой улице находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться. Для того, чтобы достичь решения поставленных задач, нами разработана система мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с учреждениями-партнерами.
Знакомство с социальной сферой начинается с крыльца детского сада, который является частью социальной инфраструктуры. Именно в детском саду складываются первые знания о социальной сфере. Здесь в миниатюре представлены и образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина и др. Для наших малышей детский сад — это большой, непознанный мир, где множество интересных людей, предметов и вещей, о которых им ещё предстоит узнать. Знакомя малышей с детским садом, мы стараемся как можно полнее рассказать о находящихся здесь предметах, объяснить их область применения, сообщить их названия, показать пример своего отношения к этому предмету. Благодаря таким рассказам- экскурсиям ребёнок быстрее и легче адаптируется в детском саду. Знакомые люди, предметы и помещения не пугают ребенка, становятся близкими и понятными.
Начиная со средней группы, мы знакомим детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социальные объекты, окружающие детский сад, представлены учреждениями здравоохранения, образования, культуры, сферы услуг. Мы проводим различные целевые прогулки, в процессе которых и происходит формирование безопасного поведения у детей. Здесь дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. Активные родители детей, оказывают помощь в таких прогулках сопровождая группу детей. По завершении таких прогулок и экскурсий в детском саду организуются обобщающие занятия, фотовыставки и досуговые мероприятия.
В старшем дошкольном возрасте, на примере нашего детского сада, основными объектами взаимодействия с социумом становятся школа, библиотека, дом культуры, сельский ФАП, комбинат питания. Наш детский сад активно взаимодействует с «Грузсчанской средней школой», проводя совместные мероприятия и экскурсии для дошкольников. Для создания у детей целостного представления об окружающем мире, освоения ими общечеловеческих ценностей, формирования культурной личности, мы установили тесные связи с «Грузсчанской библиотекой». Воспитанники нашего детского сада являются частыми посетителями библиотеки, где создаются условия для знакомства с новыми произведениями детской художественной литературы, выставки. Сотрудники библиотеки читают обучающие рассказы по формированию безопасного поведения, загадывают загадки, проводят различные викторины и конкурсы по данной теме. «Грузсчанский дом культуры», проводит с нашими воспитанниками разнообразные эстафеты, игровые программы, посвященные безопасному поведению. Наши дети очень любят экскурсии на местный Комбинат питания, где их всегда ждут горячие булочки и интересные и поучительные рассказы. Всегда с большим интересом мы посещаем с детьми сельский ФАП, где доктор Васильев В. М. рассказывает ребятам, что нужно делать, если вдруг ты попал в трудную ситуацию. Благодаря взаимодействию с социумом наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, любознательными, внимательными, дружелюбными, почти готовыми выйти в большой взрослый мир, имея за плечами небольшой, но позитивный практический опыт общения с окружающим миром.
Таким образом, можно сделать вывод, что только взаимодействуя с социумом, мы достигнем положительных результатов по формированию у дошкольников безопасного поведения.
Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.