Юлия Яковлева
Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».
ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245
Конспект НОД по образовательной области коммуникация и познание. Для детей подготовительной группы с использованием технологии сказкотерапии.
Путешествие по сказочному осеннему лесу.
Сочинение сказки на тему : «Как ёжик выручил зайца».
подготовила и провела
воспитатель
Яковлева Ю. Ю.
Москва
2011
Цель: научить детей сочинять сказку на заданную тему и условию.
Задачи:
Публикация «Сочинение сказки на тему: „Как ёжик выручил зайца“,» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;
словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;
звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.
Предварительная работа: повторить с детьми из каких частей состоит сказка (зачин, кульминация, повторить времена года и их основные приметы.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание.
Материал: игрушки: ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик, зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закройте глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откройте глаза. И так начнём.
Звучит спокойная классическая музыка.
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.
Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.
Воспитатель: загадывает загадки
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? Заяц.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. Ёжик.
Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.
Где живут ёж и заяц?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.
Дети: Боязливый, пугливый….
Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
Дети: Храбрый, отважный…
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.
Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?
Дети: Да, похожи.
Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?
Дети: Да.
Воспитатель: А что заяц пугливый?
Дети: Да.
Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.
Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.
Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.
Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.
Дети описывают ежа.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.
Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки на игрушки-ежа и зайца.
А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
Релаксационная пауза.
Я – кленовый листочек.
Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.
Дети открывают глаза.
Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.
Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.
Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.
Во время игры звучит музыка.
Игра «Шишка».
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается. Белка.
Воспитатель показывает детям игрушку белку.
Кто это?
Дети отвечают.
Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.
Какие шишки бросала белка?
Дети: Еловые, сосновые.
Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.
Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?
Дети: Шишка.
Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…
Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.
Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…. съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?
Дети: Дрова.
Воспитатель: Чем можно уколоться?
Дети: Иглой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Игла острая, колючая.
Воспитатель: Про что мы говорим острая?
Дети: Про иглу, пилу, вилку.
Воспитатель: Что бывает острый?
Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.
Воспитатель: Острое?
Дети: Перо.
Воспитатель: Острые?
Дети: Ножницы, иглы.
Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.
Где ты белочка гуляла?
Дети: Я орешки собирала.
Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?
Дети: Я вам белочку привёл.
Воспитатель: А ежиха в лес пошла…
Дети: Спелых ягод принесла.
Воспитатель: Быстро белочка скакала…
Дети: Все орешки растеряла.
Воспитатель: В стороне стоял грибок…
Дети: Ёж его найти не смог.
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.
Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.