Папки-передвижки

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Елена Прохорова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

В последнее время все чаще слышатся такие слова как «интеграция» и «инклюзия». Инклюзивное образование заключается в совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с детьми с нормой развития. По мнению С. С. Боровика «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс». В данном случае ребенок приспосабливается к уже имеющимся условиям образовательного учреждения. Таким образом, интеграция позволяет совместно обучаться детям с ОВЗ с нормально развивающимися детьми без реорганизации пространства. Но и при интегрированном обучении всегда предусматривается дополнительная помощь нуждающимся детям [3].

Публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

По сути, и то и другое понятие предусматривают социальную адаптацию детей с ОВЗ. Каким бы не был особым ребенок – он, в первую очередь, человек, маленькая личность, которой в дальнейшем предстоит самостоятельно контактировать с окружающими [1; 4].

Детский сад – самый первый достаточно большой коллектив. Поступление в дошкольное образовательное учреждение является стрессом даже для детей с нормой развития и требуется поддержка со стороны взрослых: воспитателей и родителей. Для детей с ограниченными возможностями этот этап еще серьезнее и переносится гораздо сложнее [2;5;6].

Задача каждого педагога в детском саду - помочь освоиться в коллективе особому ребенку; показать и ему самому, и другим детям, что он такой же как все. Как же этого добиться? Дети всегда ориентируются на нас, взрослых: они нас слышат, они на нас смотрят, они за нами повторяют. В первую очередь на собственном примере стоит показать, что особый малыш ничем не отличается от других. На занятиях у педагога не может быть какого-то различия между детьми с нормой развития и детьми с ОВЗ. Основной принцип работы в группах с интегрированной направленностью«Мы вместе». Родителям особых малышей всегда нужна поддержка и помощь. Музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели и, конечно, родители – одна большая команда.

194

В МБДОУ №2, г. Ростова-на-Дону успешно реализуется программа социализации детей с ОВЗ в группе сверстников. В детском саду несколько комбинированных групп, одна из них – старшая группа «Гномики». Воспитатели данной группы, узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель инструктор по физической культуре) уделяют особое внимание процессу адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в группе «Гномики» недавно прошел осенний утренник. В гости к ребятам приходила сердитая гостья - Тетушка Непогодушка, которая была недовольна шумом, смехом, песнями детей. Благодаря помощи детей (дошкольники произносили волшебное заклинание) Непогодушка подобрела, стала плясать с дошкольниками, угостила их вкусными подарками. Подготовка к каждому утреннику – довольна кропотливая работа. У детей с ОВЗ плохо развита общая и мелкая моторика, для запоминания движений и стихотворений им необходимо больше времени, чем сверстникам. Каждое музыкальное занятие музыкальный руководитель заканчивает веселой игрой, в которую вовлечены все дети без исключения.

В группе компенсирующей направленности регулярно проводятся фронтальные логопедические занятия. Ребята с удовольствием знакомятся со звуками и буквами, узнают в чем различия между ними, учатся языковому анализу и синтезу, составляют рассказы по картинкам, а также расширяют свой словарный запас. Логопедические занятия с детьми проходят в игровой форме, например, совсем недавно к дошкольникам на занятие приходила Эльза - королева волшебной страны, которая просила ребят помочь найти свою сестру Анну. Благодаря ребятам ее быстро нашли, а также выполнили несколько игровых заданий: определили с какого дерева упали листья, какие слова являются вежливыми, какие «красивые слова» можно сказать своему другу.

В процессе адаптации к условиям детского сада дошкольники с ОВЗ вместе с другими детьми посещают уроки хореографии, кружок «Лепим из соленого теста», студию бисероплетения «Бусинка» и т. п. Нанизывая бисер на проволоку и выполняя самые простые манипуляции, дети не просто создают поделки своими руками, но и развивают мелкую моторику.

Кроме того, в процессе организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ воспитателями и узкими специалистами активно используются информационно-коммуникативные технологии (презентации, обучающие видеоролики и мультфильмы и т. п., оздоровительно-развивающие технологии (криомассаж, песочная терапия и т. п.).

Таким образом, качественный анализ результатов внедрения программы социальной адаптации детей с ОВЗ, показал:

- программа помогла существенно расширить возможности для творческого, интеллектуального и культурного развития личности ребенка, реализации его интересов; способствовала повышению творческой активности дошкольника;

- обеспечила преемственность в содержании различных видов воспитательной работы с детьми с ОВЗ;

- способствовать нравственному воспитанию детей.

195

Литература:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368с

2. Акимова О. И. "Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2011.

3. Инклюзивное образование / сост. : С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – Москва: Школьная книга, 2010. – Вып. 1. – 272 с.

4. Ковалев, Е. В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования / Староверова М. С. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272с.

5. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 10. С. 28-39.

6. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Региональный компонент в процессе познавательного развития детей с общим недоразвитием речи// В сборнике: Дефектологическая наука - практике материалы I Всероссийского съезда дефектологов. 2016. С. 12-17.

Публикации по теме:

Социальная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра помощи семье и детям В статье рассматриваются особенности работы с семьей, воспитывающей особого ребенка. Возможности Кировского центра социальной помощи семье.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья Сообщение на тему: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья» Своевременное овладение.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России - новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Проект «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тема проекта: «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья». Что означает ОВЗ? ОВЗ - ограниченные возможности.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 16:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД