Лучший педагог года

Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан

Мелана Аюбова
Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан

В настоящее время среди государственных социальных задач Российской Федерации большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для жизнедеятельности, установления контакта с окружающим миром и успешной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В Дагестане насчитывается около 27 тысяч детей-инвалидов. Наличие безработицы, экстремальной и депрессивной обстановки влияет на рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Это предопределяет важность социально-психологической работы с такими детьми.

Публикация «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан» размещена в разделах

Ограниченные возможности здоровья у таких детей означают существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении и овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение особыми детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Разработка и проведение мероприятий с целью повышения ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, а также усовершенствование социально-реабилитационной деятельности может внести большой вклад в развитие науки. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей и сущности процесса социальной реабилитации. Правильно подобранный комплекс мер реабилитационного характера обеспечит положительный процесс адаптации индивида в общество. Таким образом, социально-психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем психологической помощи и социального обслуживания в рамках образования.

Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что одним из самых актуальных направлений в психологии как в России, так и во всем мире, является психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии и формирование социальной компетентности. Такое внимание объясняется рядом причин: увеличением удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе.

Разработка и апробация направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях в полиэтнической образовательной среды позволили нам выделить основные направления работы.

1. Психолого-педагогическое влияние, направленное на развитие конкретных социальных навыков у ребенка. В контексте этих проблем разработан целый ряд социальных навыков, которые позволяют ребенку понять сложное искусство - успешно жить в мире и согласии с самим собой и с другими. Это прежде всего позитивные навыки взаимодействия, разрешение конфликтов, совершенствование методов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности, социальной чувствительности, саморегулирующиеся, самоанализ.

2. Работа с семьей. Эта работа заключается в повышении компетентности родителей и необходимо создания благоприятных условий для развития и воспитания детей.

3. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды. Мы считаем, что, несмотря на особенности развития детей, в психолого-педагогическом сопровождении социально-дезадаптированного ребенка все же необходимо опираться на личную активность ребенка, на его резервные возможности к формированию образа «Я» как активного субъекта деятельности.

4. Работа с общественностью. Был разработан опросник и проведено социологическое исследование на предмет отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, мы считаем, что предложенные и апробированные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях в полиэтнической образовательной среды в рамках проблемы социализации паралелльно решает и другую задачу - коррекция социально-дезадаптивного поведения детей с ОВЗ, которые должны осуществляется по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, учитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Литература

1. Бажукова О. А. Коррекция дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2007.

2. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002.

3. Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи // Школьный психолог, 2014. №9. С. 22-25.

4. Уфимцева Л. П., Трубачева Т. П., Семенайт Н. А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2002. №4. С. 57-63

5. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения – М. :, 2012.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников.

Дифференцированный подход в условиях организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями Цель проекта:Разработать систему дифференцированного подхода к детям с различным речевым дефектом, различным эмоциональным самочувствием.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с особыми образовательными потребностями по теме «Весна. Кораблик» Подготовила :Найдун С. В., воспитатель Детского дома – интерната ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения» Цель:.

Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Маркова Галина Михайловна, МБДОУ ЦРР - детский сад № «Чуораанчык», муниципального.

Презентация «Социальная адаптация детей с ОВЗ на основе профессиональной подготовки» 1-ый слайд Социальная адаптация детей с ОВЗ на основе профессиональной подготовки. Социальная адаптация детей с ОВЗ на основе профессиональной.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными.

Консультация «Обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ» .

Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями» Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.

Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ Дети с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речевого развития несомненно должны быть обеспечены специальными условиями в дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан
Опубликовано: 21 октября 2019 в 21:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД