Получи документы

Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ

Анастасия Лисунова
Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ

Дети с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речевого развития несомненно должны быть обеспечены специальными условиями в дошкольных образовательных учреждениях. Как помочь им вовремя, и не допустить перегрузки, не забыть, что период дошкольного детства – это в первую очередь самоценный период в жизни человека, «человека играющего».

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в нашем ДОУ выстраивается модель продуктивного взаимодействия всех специалистов ДОУ, родителей и создание многоуровневого пространства, обеспечивающего их соорганизацию, сотворчество и сотрудничество.

Публикация «Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ» размещена в разделах

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов:

-Системность

-Комплексность

-Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям

-Адекватность требований и нагрузок

-Постепенность

-Индивидуализация темпа работ

Определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, не дублируя, а дополняя и углубляя влияние других.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения определён строгой, продуманной системой. Именно поэтому все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

Работу можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап –диагностический (начало учебного года).

На этом этапе каждый специалист проводит свою специфическую диагностику. Обычно это занимает 2-3 недели сентября. По результатам диагностики в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития каждого ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, осуществляется комплексное сопровождение ребенка в коррекционно-развивающем процессе. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный образовательный маршрут развития каждого ребенка.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:

•Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня зоны ближайшего развития ребёнка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на все,х этапах помощи в решении проблемы.

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

2 этап подготовительный (начальный). На этом этапе разрабатывается перспективный тематический план взаимодействия специалистов ДОУ на учебный год.

На 3 этапе основном (коррекционно-развивающий) происходит сама коррекционно-развивающая работа всех специалистов –учебный год с октября по апрель.

4 этап итоговый (заключительный) (май) Проводится итоговая диагностика, количественный и качественный анализ, оценка результативности работы.

Логопед занимается устранением дефектов звукопроизношения, развитием фонематического слуха, навыков звукового анализа, уточнением, расширением и обогащением лексического запаса, развитием связной речи.

Воспитатель в группе компенсирующей направленности является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция. Воспитатели закрепляют приобретённые знания у детей, отрабатывают умения до автоматизации навыков.

Педагог –психолог оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь детям, имеющим речевые нарушения, отслеживает процесс развития познавательных процессов, развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, активизация отработанной лексики, снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

Воспитатель по физической культуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности с речевым сопровождением, совершенствует моторные навыки. Использует на занятиях логоритмические упражнения, пальчиковую гимнастику. Большое внимание уделяется выработке правильного дыхания, необходимого детям для постановки звукопроизношения.

Воспитатель по изодеятельности учит детей предварительно обговаривать детали рисунка, планировать его содержание, тем самым развивать сюжет, а как следствие и речь. По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка.

Музыкальный руководитель использует в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. Движение помогает осмыслить слово. Музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве.

Взаимодействие специалистов и педагогов с родителями:

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности является взаимодействие всех специалистов и педагогов с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. Осознанное включение родителей в совместное воспитание позволяет значительно повысить эффективность работы. В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы:

• Доступности

• Системности

• Интеграции

• Здоровьесбережения

• Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей

• Мобильности

• Вариативности

• Эстетичности

• Полифункциональности

Взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы всех детей, повысить эффективность работы, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

Дети с ОВЗ.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Термин «дети с ООП» призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценных и неполноценных, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатками и нарушениями на фиксацию их потребностей в особых условиях образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:

- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

- с речевыми нарушениями;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Сейчас в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Оно предусматривает не только активное включение детей с ООП в образовательный процесс обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей. (Всех в одну группу и один класс).

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.

• Для детей с ООП необходимо создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;

- К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

- Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

- Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Это дети из малообеспеченных семей и семей мигрантов; дети с проблемами в обучении и поведении, дети из неполных семей. На психическое и физическое развитие таких детей влияют неблагоприятные факторы такие как:

- неправильные методы воспитания в семье;

- неготовность к обучению в школе;

- низкий уровень образования родителей;

- алкоголизм родителей;

- конфликтная ситуация в семье;

- неполная семья.

Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Необходимо изучение семьи и осознание существующих в ней проблем; привлечение специалистов для помощи в работе с семьёй, составление соцпаспорта семьи; составление программы работы с семьёй и ребёнком. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Распознавание и разрешение конфликтов,проблем, трудных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка. Здесь очень важно не навредить ребёнку и не вызвать обратную реакцию у родителей лишними вопросами, проявить терпение к его перепадам настроения и необычному поведению, уделить особое внимание игровой деятельности и умению влиться в общество остальных детей. Эти качества позволят достигнуть успехов в социально-педагогической деятельности.

Обязательным являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребёнка,обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учёт особенностей возраста и социального положения ребёнка.

В перспективе разработка и внедрение дифференцированных и гибких программ для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, ориентированных на индивидуальные потребности ребёнка и восстановлении физического,познавательного и социального развития. Своевременное выявление и оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Установление тесного сотрудничества с семьёй, организация правовой информированности родителей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с особыми образовательными потребностями по теме «Весна. Кораблик» Подготовила :Найдун С. В., воспитатель Детского дома – интерната ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения» Цель:.

Метод релакс-терапии как средство формирования эмоциональной стабильности ребенка с особыми образовательными потребностями "Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами". Р. Коуплан.

Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями Цель: обобщить представления педагогов об особенностях организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество В ГБУСО КО «Центр «Детство» для детей и подростков с ОВЗ работаю с марта 2002 года в должности педагога СБО, с 2014г. в должности специалиста.

Презентация «Взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом в работе с детьми и семьей» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли,.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть.

Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями» Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.

Сведения о наличии учебно-методической базы для детей особыми образовательными потребностями Сведения о наличии учебно-методической базы для детей особыми образовательными потребностями. Для ведения целенаправленной, эффективной.

Технология комплексного воздействия в работе с детьми с особыми вариантами поведения и развития Одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования является поддержание и укрепление психического здоровья детей.

Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с общим недоразвитием речи «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» Рассматривая ситуацию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ
Опубликовано: 30 июля 2019 в 23:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД