Получи документы

Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество

Ирина Бобарыкина
Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество

В ГБУСО КО «Центр «Детство» для детей и подростков с ОВЗ работаю с марта 2002 года в должности педагога СБО, с 2014г. в должности специалиста по коммуникации и педагога дополнительного образования.

Воспитанники нашего центра представляют группу детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, различные нарушения жизнедеятельности и особые познавательные потребности.

Публикация «Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество» размещена в разделах

У основной части детей имеется тяжелое инвалидизирующее заболевание – детский церебральный паралич (ДЦП, которое проявляется в нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, психики, речи, зрения, слуха, умственной отсталости и других неврологических патологий различной степени тяжести, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы.

Это дети со значительными ограничениями жизнедеятельности, приводящими к социальной дезадаптации.

Проведенный в центре «Детство» анализ показал, что среди обследованных детей только 10% практически полностью способны к самообслуживанию, 50% - к неполному, 20% - к частичному. Полностью среди всех детей неспособны к самообслуживанию - 20%.

В плане сохранности интеллекта :

10% - имеют сохранный интеллект;

60% - частичные отклонения в развитии интеллекта;

30% - грубые нарушения интеллекта.

Одной из основных проблем этих детей, является проблема их адаптации к условиям существования в современном обществе и самому обществу в целом, т. е. социальная интеграция.

По литературным данным имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление индивида к вхождению в общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям.

Второй подход предполагает кроме подготовки инвалида к вхождению в общество также и подготовку общества к принятию инвалида [1]. Осуществление второго подхода к социальной интеграции инвалидов в настоящее время затруднено, т. к. предполагает совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим социальным субъектам, оказывается недоступной для таких детей.

Наш Центр является связующим звеном между ребенком-инвалидом и социумом, в котором оказывается каждый такой ребенок вне Центра.

Как педагог Социально-Бытовой Ориентировки определила основные цели работы: развивать необходимые умения и навыки самообслуживания, ориентировки в окружающей среде, общения, целенаправленного действия, обучить конкретным действиям по оказанию эффективной самопомощи.

Добиться максимального владения сохранными функциями с целью компенсации дефекта мешающего ребенку-инвалиду приспособится к условиям существования.

Способствовать наиболее полной адаптации детей к окружающей среде и интеграции их в современное общество.

Для осуществления этих целей изучила теоретико-методологические основы проведения занятий СБО, провела анализ соответствующей литературы, разработала собственную программу по СБО «Мастера и мастерицы», провожу систему занятий Социально-Бытовой Ориентировки соответственно программе.

А также оказываю консультативную и обучающую помощь родителям воспитанников центра.

Программа включает:

1. Систему диагностики

2. Все виды социальной адаптации:

- социально-бытовую адаптацию («Личная гигиена и охрана здоровья», «Уход за одеждой и обувью», «Гигиена питания»);

- социально-средовую адаптацию («Торговля», «Посещение общественно-культурных мест», «Транспорт и ориентирование в городе», а также предприятия сферы обслуживания – «почта, сберкасса, химчистка, ремонтные мастерские».);

- социально-трудовую адаптацию («Кулинария», «Гигиена жилища и хозяйственно-бытовой труд»);

- социально-психологическую адаптацию («Культура общения и поведения», «Семья», «Безопасность жизнедеятельности»).

Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования.

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Исходя из проблем детей и опыта работы, одним из важнейших методов интеграции детей в современное общество считаю занятия по социально - бытовой ориентировке, на которых осуществляется целенаправленный процесс передачи социального опыта с учетом особенностей и потребностей детей - инвалидов при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры социума и связи.

Работая в этом направлении, в первую очередь провожу диагностический этап, выявляя особенности детей-инвалидов, наличие и уровень уже имеющихся навыков ориентировки в окружающей среде, понимание элементарных бытовых понятий и эмоционально—значимых ситуаций, степень тяжести дефекта анализаторных систем.

По окончании этапа диагностики провожу индивидуальные занятия, или формирую малые группы детей со сходными особенностями, адаптационными возможностями и согласно взаимоотношениям между детьми.

На занятиях СБО, прежде чем вывести детей в окружающий мир, идет большая подготовительная работа, которая подразделяется на несколько этапов:

1 Ознакомление с окружающим миром непосредственно в группе: проведение уроков согласно программе, с применением информационно-коммуникационных технологий, инновационных игровых технологий; рассказы и беседы с иллюстрацией сюжетных и предметных картинок, демонстрацией плакатов, натуральных бытовых предметов; практическая работа в условиях специально оборудованного кабинета.

2 Ознакомительные экскурсии: непосредственный выход в окружающую среду и наблюдение.

3 Обсуждение ознакомительных экскурсий, различных ситуаций, проигрывание ролевых и сюжетно-ролевых игр со сменой действующих лиц («Я в магазине», «Я в трамвае, автобусе», «Я в мастерской ремонта обуви» и т. д.).

4 Целенаправленный выход в окружающую среду (покупка разных товаров, сдача обуви в ремонтную мастерскую, оплата коммунальных услуг в сберкассе по квитанциям, проезд в городском транспорте, поиск нужного объекта на улице города, посещение кинотеатров, выставок, других общественно-культурных мест и т. д., при котором производится обучение действиям по подражанию, образцу, по словесной инструкции.

5 Самостоятельное взаимодействие ребенка-инвалида с окружающей средой под присмотром взрослого.

Учимся слушать, внимательно смотреть вокруг себя, знакомится с окружающим миром, развивая познавательный интерес, внимание, память, доброжелательное отношение к товарищам и взаимопомощь.

Особое внимание уделяется развитию пассивного и активного словаря, что в свою очередь способствует накоплению объема определенных знаний об окружающем нас мире, стимулирует умственное и сенсомоторное развитие. На всех этапах работы идет опора на сохранные анализаторы, компенсаторные возможности.

На занятиях Социально-Бытовой Ориентировки создается и поддерживается атмосфера доброжелательности, отмечаются все, даже самые незначительные успехи каждого ребенка. Это вызывает у детей чувство радости, уверенности в себе, психологической защищенности, что значительно повышает эффективность обучения, развития навыков, приобретения знаний и накопления социального опыта

Публикации по теме:

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр развития.

Лэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество Полященко Елена Александровна Логопед МОУ СОШ №17 Краснодарский край Северский район, пгт Ильский ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Технология работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами .

Метод релакс-терапии как средство формирования эмоциональной стабильности ребенка с особыми образовательными потребностями "Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами". Р. Коуплан.

Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями Цель: обобщить представления педагогов об особенностях организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ воспитатель. Володина Ирина Анатольевна. Аннотация: в данной статье.

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет.

Сведения о наличии учебно-методической базы для детей особыми образовательными потребностями Сведения о наличии учебно-методической базы для детей особыми образовательными потребностями. Для ведения целенаправленной, эффективной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 20:08
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД