МААМ-картинки

Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями

Зрелякова Елена
Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями

Цель: обобщить представления педагогов об особенностях организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Структура индивидуального образовательного маршрута.

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

Публикация «Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.

2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.

Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования :

• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• каждый человек способен чувствовать и думать;

• все люди нуждаются друг в друге;

• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии.

Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.

С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации».

В российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.

Инклюзивное образование предполагает :

• изучение потребностей ребенка;

• определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;

• создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Каковы же условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ?

В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы.

Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей, социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ОВЗ. реализация которой предполагает достижение комплекса задач:

• изучение личности ребенка и его родителей, системы отношений;

• анализ мотивационной сферы ребенка и членов его семьи;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

В контексте обозначенных задач психологопедагогическое сопровождение реализует основные направления:

• профилактика;

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование : формирование психологической культуры, развитие психологопедагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

• экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя:

1 этап.

• Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

• Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

• Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

• Определение модели воспитания, используемого родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).

2 этап.

• Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

• Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультации, беседы, обсуждение).

• Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

• Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

• Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми

• Разработка рекомендаций, определение максимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3. этап.

• Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и родителям.

2. Гуманно-личностный через уважение и любовь к ребенку и формирование позитивной концепции «Я- концепции»

3. Принцип комплексности – данный принцип подразумевает комплексное решение проблем детей

4. Принцип деятельностного подхода с учетом вида деятельности ребенка личностно-значимого для него.

5. Принцип конфиденциальности.

В работе с детьми с ОВЗ используется технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками

Методы и формы работы используемые с детьми с ОВЗ:

• сказкотерарпия,

• игротерапия,

• релаксация,

• песочная терапия,

• психогимнастика,

• арт-терапия

Потребность в создании системы психологомедикопедагогического сопровождения образовательного процесса возникает в ситуации увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их интеграции в естественную социальную среду, осуществить которую способен психологомедикопедагогический консилиум ДО (ПМПк ДО). ПМПк ДО призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации развития, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/9016 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и перечень необходимой документации. Основное требование к его деятельности – понимание всеми специалистами, работающими в составе ПМПк, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, чёткая согласованность их действий в работе консилиума.

Литература:

1. ВладимирскаяО. Д. Индивидуальное учение: образовательнаяпрограмма / О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ «Экспресс», 2009. - 27 с

2. Логинова, Ю. Н. Понятие индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования //Методист. - 2006. - № 9. - с. 4-7.

3. Сергеева К. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010.

4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб. : Питер, 2008. - С. 192

5. Усанова О. Н. Специальная психология. - СПб. : Питер, 2006. -

Публикации по теме:

«Космический спутник». Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Космический спутник». Автор.

Технология работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными запросами .

Организация непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы «Сказочная геометрия» Материал подготовила воспитатель первой категории Чуканова Е. Л. Цель. Создание условий для формирования умения распознавать геометрические.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в второй младшей группе «Моя семья» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в 2 «Крепыши»_группе по теме «Моя семья» Автор конспекта непосредственно.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в младшей группе по теме «Школа мяча» Цель:создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности Приоритетная образовательная область: физическое развитие.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе «Посуда» Организация непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе № 13 по теме: «Посуда» Автор конспекта НОД: Дводненко.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе «Путешествие в лес» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП) Предметно-пространственная развивающая среда темы НОД: Групповая комната,.

«Дерево семьи». Организация непрерывной образовательной деятельности детей во второй младшей группе«Дерево семьи». Организация непрерывной образовательной деятельности детей во второй младшей группе На доске расположены изображения «Семейного дерева» (6-8 штук, воспитатель задает вопрос: Дети кого вы называете самым главным человеком.

Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ.

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 28 января 2019 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД