Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников

тамара лемберг
Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ВОСПИТАННИКОВ

Лемберг Тамара Анатольевна,

старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ставрополь

Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.

Снижение негативного характера межэтнических отношений, уменьшение последствий ксенофобии и мигрантофобии, улучшение межгрупповых отношений мигрантов и местных жителей особенно актуально, если эти процессы касаются детей, ставших мигрантами.

Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно их окружало: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье. Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции. Особое внимание уделяется процессам адаптации детей в новую социокультурную среду через систему образования.

Дошкольное образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов. Первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение сохранности здоровья, социальной и эмоционально-личностной стабильности, интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.

Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов:

Языковые трудности;

Психологическая / эмоциональная напряженность;

Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы;

Тоска/ностальгия по родине;

Незнание местных культурных норм, традиций;

Образовательные трудности;

Социально-бытовые, материальные проблемы семьи;

Социальная изоляция;

Ценностные различия (преобладание традиционных ценностей)

Адаптация детей к детскому саду - педагогически регулируемый процесс взаимодействия ребенка со средой, который разворачивается в виде поисковой активности, способствующей преобразованию самого ребенка и среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности, характеризующийся эмоциональной удовлетворенностью личности по достижению сознательно определенного ожидаемого результата, формированием персональной ценностно-нормативной системы по определенной, социально заданной норме, на основе социальных и культурных ориентаций личности, выполняющий функций экстериоризации, интериоризации, аффилиации, гармонизации в индивидуально-личностном становлении дошкольника [4].

Адаптация к условиям дошкольного учреждения - довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты.

Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации: Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом посещения детского сада и систематического образования, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому педагогу так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какой бы деятельностью не был занят дошкольник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья [5].

Немалую роль в успешной адаптации к детскому саду играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в детский сад, так как образовательная деятельность носит, прежде всего, коллективный характер.

Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается другими детьми, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми [6].

Уровень развития адаптации не находится в прямой зависимости от возраста, поскольку каждому ребенку свойственно социализироваться в особом, индивидуальном темпе, в зависимости от индивидуально - типологических особенностей ребенка, семейного воспитания и особенностей среды воспитания [8].

Организация индивидуального сопровождения адаптации ребенка из семьи мигрантов к условиям детского сада может происходить так же, как в группах раннего возраста: беседы педагогов ДОО с родителями, установление особого индивидуального графика посещения ребенком группы, присутствие мамы на прогулке, посещение воспитателем данной группы ребенка на дому с целью установления контакта и др. Перед приходом ребенка в группу детского сада, наряду с обычными вопросами о здоровье и психологических особенностях ребенка, необходимо выяснить (по оценке родителей или, если удастся найти, по оценке человека, владеющего языком семьи) следующие данные:

- откуда приехала семья;

- какие там традиции обращения друг к другу;

- как говорят с мальчиками и девочками;

- можно ли называть ребенка по имени, если да, то каким;

- что оно значит, почему у него такое имя;

- где родился ребенок;

- куда семья переезжала;

- кто и на каких языках говорил с ребенком;

- насколько хорошо он говорит на родном языке;

- насколько хорошо родители и сам ребенок овладели русским языком;

- какая у них профессия;

- используют ли они русский язык и свой родной язык, а также другие языки на работе;

- каковы религиозные традиции и убеждения семьи;

- какую еду ребенок привык (может или любит) есть, а какую – нет;

- как он ест и пьет (палочками, из пиалы);

- как ребенок сообщает, что ему нужно в туалет;

- как ребенка обычно поощряют, утешают и наказывают;

- о чем его спрашивают, советуются;

- чего ждет семья от детского сада;

- почему выбрали именно в этот детский сад?

Поскольку речь – психическая деятельность, свойственная только человеку и выражается в общении, то есть, во взаимодействии и воздействии людей друг на друга, то совершенно очевидно, что развитие речи ребенка-мигранта идет по двум направлениям развития: социально-коммуникативному и речевому.

На наш взгляд, главное для ребенка-мигранта – установление контактов с воспитателем и другими педагогами ДОО и детьми группы. На начальном этапе сотрудникам ДОО необходимо установить с таким ребенком особо доверительные отношения. Комфорт ребенка начинается с физического комфорта: важно, чтобы малыш не боялся ходить в туалет, узнал, где он, как им пользоваться; чтобы он мог попросить попить, сказать, что ему холодно или жарко, что он устал, что его обидели, что он не может что-то съесть, что у него что-то болит.

Воспитателю следует учитывать, что в группе есть дети с другим домашним языком. Нужно рассказывать воспитанникам о разных культурах, о странах или районах, где живут люди, говорящие на других языках, учить вместе с детьми слова, хотя бы приветствия, прощания, выражение благодарности, поздравление с днем рождения на тех языках, на которых говорят дома дети из группы.

Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Целесообразно прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в коллективе детского сада.

Дети мигрантов по - особому переживают приход в детский сад: для них травмой является не просто отрыв от мамы, с которой они провели в тесном контакте первые годы жизни, но и отрыв от привычной культуры и языка.

В детском саду окажется другая, новая еда; незнакомые игры; другие, странные правила поведения. Когда все это опосредуется и объясняется на незнакомом еще языке – понять, чего от тебя требуют, во много раз сложнее. Некоторые дети на протяжении первого полугодия просто молчат. Стресс может быть настолько велик, что психологическая травма сопровождается соматическими симптомами: у ребенка пропадает аппетит, его тошнит, нарушается сон, он становится нервным, грызет ногти, возвращается в когнитивно-психологическом развитии на год или на два назад.

Самое главное в первые дни в детском саду – удовлетворить базовые потребности ребенка. Ему должно быть комфортно хотя бы физиологически. Воспитатель должен помочь научиться пользоваться туалетом, не бояться туда ходить, знать, где и что находится, попросить пить, объяснять, тепло ему или холодно, что у него болит, говорить, что он хочет. На это обычно уходит первая неделя.

Затем ребенок начинает осваивать речевое поведение, так же, как другие дети группы: показывать в ответ на просьбу воспитателя, называть или находить нужное, обозначать искомое. На это требуется несколько месяцев.

Усвоение второго языка в дошкольном образовательном учреждении происходит как на специальных занятиях по языку, так и на занятиях по всем разделам программы и в ситуациях повседневной жизни. Между собой дети, одной языковой группы, как правило, общаются на родном языке. Родители хотят, чтобы дети еще с дошкольного возраста начали говорить на русском в силу разных причин: возможность получения образования в России; вероятность занять более высокое положение в обществе; вступить в контакт с иностранцами, не владеющими национальным языком; облегчение миграции; историческое наследие семьи; любовь к русской культуре и т. д.

Воспитатель организует занятия вторым языком на начальном этапе обучения в зависимости от того, какую степень владения речью он выявит. Занятия с разной частотой и интенсивностью можно проводить для всей группы, для части детей, для нескольких подгрупп, индивидуально. Этот пропедевтический курс занимает, в зависимости от времени начала занятий, от одного до полутора месяцев. Например, в области овладения словарем лексическая база минимум составляет 300–500 слов. Только после этого может вестись обучение оттенкам значений, особенностям употребления слов, словосочетаний и групп слов, сопоставлению антонимов и синонимов к словам. В принципе это тот уровень, которого должна достичь самостоятельная речь детей к моменту окончания детского сада.

Педагогам важно фиксировать реакции ребенка на обращения взрослых и сверстников (слова, фразы, эмоции, действия) с помощью дневников, таблиц для того, чтобы видеть продвижение ребенка, оценивать его физическое и психологическое состояние.

В психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации включается весь коллектив образовательного учреждения (психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а также родители детей.

При представлении методов, способов и форм реализации содержания деятельности с детьми-мигрантами, можно использовать:

• проблемные ситуации;

• моделирование игровых и реальных ситуаций;

• моральные дилеммы;

• творческие игры и игровые упражнения;

• продуктивные виды детской деятельности;

• пение, хореография, музицирование;

• аудио и видеозаписи;

• игры, упражнения, направленные на формирование позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, толерантности, позитивного отношения к своей и иной культуре, на развитие этнокультурной осведомлённости и навыков межкультурного взаимодействия и др.

Из опыта работы Лемберг Т. А.:

- на основе метода С. А. Мироновой – использование изобразительной деятельности при обучении правильной речи детей в условиях логопедической группы - с детьми-мигрантами проводились занятия по лепке, аппликации, рисованию и конструированию. Когда ребенок занят интересным для него делом: рисует, лепит, вырезает, конструирует и т. д., отвечая на вопросы взрослого, он не напрягается, не задумывается, о чем говорит, не подбирает выражений, а спокойно отвечает на заданный вопрос, иногда, не глядя на спрашивающего. Кроме того, в изодеятельности и конструировании ребенок выражает свои эмоции, состояния, настроения, впечатления с помощью цвета, материала. И в это время он наиболее доступен. Разговорно-деятельностный метод способствует укреплению позитивного психоэмоционального состояния дошкольников и развитию речи;

- игра «Чудесный мешочек» может использоваться в разных вариантах: материал (дерево, картон, металл, пластик, мел и т. д., «Птичий двор» - звукоподражания, «Домашние животные» и до бесконечности вариантов. Сочетание наглядных, словесных и практических методов в этой игре дает положительный результат в работе с детьми дошкольного возраста. Кроме того, работа проводится с опорой на слух, зрение, осязание ребенка с обязательной эмоционально-положительной установкой;

- эффективны упражнения по синхронизации речи с движением крупных суставов рук: плечевого и локтевого – здесь важно максимальное совмещение момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок) с голосовой реакцией – детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность, а это вызывает чувство радости; наблюдения за детьми показывают, что активные движения локтевого и плечевого суставов рук вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным резким выдохом, а он вызывает непроизвольную голосовую реакцию. Совмещение голосовой реакции с резким движением способствует вовлечению в работу механизма управления речью, и ребенок, почувствовав возможность свободного непроизвольного произнесения звука в момент движения (броска, размаха) самостоятельно подбирает различные эмоциональные возгласы, подражая воспитателю, логопеду, совершенствует свои речевые способности. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются и приумножаются движения руки, переходя от активности плечевого и локтевого суставов к мелкой моторике кисти руки. Постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова помогает выстраивать грамматически правильную развернутую речь.

На основе метода Л. Н. Алексеевой [10] была составлена авторская программа «Выразительное движение» по формированию способности символизации и воображения в пластике и хореографии, которая утверждена на кафедре экспериментального и инновационного образования Московского института открытого образования. В этой программе разработана система упражнений по выразительному движению, способствующих более целостному восприятию детьми окружающего мира, выражения своих впечатлений в движении, краске, звуке, слове [10]. Л. Н. Алексеева была продолжателем идей плеяды деятелей новой культуры движения. Слитность с музыкой является одной из ярчайших особенностей её системы движения. Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности. Для этого в методику проведения занятий вводится разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Была выстроена линия работы с пластическим образом: наблюдение – описание - экспериментирование с возможными состояниями – изображение – интерпретация - формирование отношения – выстраивание линии поведения по отношению к этому явлению. В качестве музыкального оформления используется музыка русских и советских композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакого, Г. В. Свиридова, С. С. Прокофьева и др. В качестве иллюстраций картины художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова и др. Применение в работе дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих педагогических технологий адаптации детей мигрантов к условиям детского сада повышаетт результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, успешного формирования их идентичности, оптимального вхождения их в новую социально-культурную среду, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, формированию положительных мотивации у педагогов и родителей детей.

Литература

1. Акопова Э. С. и др. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы/ Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 350 с.

2. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002. – 80 с.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

4. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: МГППУ, 2006. – 78с.

5. Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения. - М.: изд-во КДУ, 2009. - 95 с.

6. Бондырева С. К., Безюлева Г. В, Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 176 с.

7. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214с.

8. Буева Л. П. Личность и среда // Ребенок в системе коллективных отношений. – М.: Просвещение, 1972. – 64с.

9. Голенкова И. В. Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания: дис…канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. – 193 с.

10. Кулагина И. Е. Художественное движение (Метод Л. Н. Алексеевой): Пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 120 с.

Публикации по теме:

Развитие связной речи младших дошкольников В связи с принятием ФГОС дошкольное образование стало первой ступенькой в развитии и обучении детей, чтобы в будущем каждый ребёнок имел.

Социальная акция — основа формирования отношения детей к общественной жизни Говорю. Предоставляю Вам опыт работы с детьми в области социально-нравственного воспитания, а так же нетрадиционную форму работы, где проведение.

Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко»Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко» Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук "Солнышко". Цель: развивать речь и мелкую моторику.

Картотека игр на развитие связной речи дошкольников .

Консультация «Развитие связной речи у дошкольников» Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Социальная адаптация ребёнка в детском саду Первый день ребёнка в детском саду – крайне важный социальный этап в жизни маленького человека. Это один из тех моментов, которые могут.

Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»).

Развитие связной речи у дошкольников Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Существует два типа связной.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2016 в 22:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....
Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU
Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM. RU в жизни дошкольного педагога». Очень интересная...