Татьяна
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МДОУ № 63
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 63 расположен в живописном курортном поселке Лазаревское, города Сочи, Краснодарского края.
Наше учреждение работает по нескольким направления, одно из которых является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Публикация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С 2002 года наше учреждение является локальной площадкой в данном направлении.
Я предлагаю вашему вниманию опыт работы по социально- личностному развитию детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Целью моей работы по данному направлению является показать те аспекты игровой деятельности ребенка дошкольного возраста, которые с одной стороны наиболее значимы для педагогической практики, а с другой недостаточно полно используются воспитателями в работе.
За последнее время нас педагогов тревожит тот факт, что среди дошкольников заметен рост, числа детей не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых, неэмоциональных. Все это способствует развитию процесса формирования негативных, нравственных качеств, как агрессивность, черствость, неучтивость и т. д.
Каковы причины возникновения таких явлений?
Можно выделить следующее:
• опросы родителей показали, что их тревоги по поводу образования и развития ребенка, связаны с представлениями о его будущем. Они считают, что их детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации и менее гуманном, основанном на борьбе за выживаемость. Такая позиция взрослых приводит к недооценке дошкольного детства, как особой поры радости;
• в дошкольных учреждениях так же большое внимание уделялось познавательному развитию детей. Однако, предназначение дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, сколько становление свойств его личности: самооценки, развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
Встает вопрос, как преодолеть все эти трудности возникшие у детей?
Как организовать педагогическую деятельность по устранению имеющихся недостатков.
Есть только один выход из этого положения, установить с детьми теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к их детским заботам, одновременно ориентируя их на проблемы других людей и проявлять заботу об их эмоциональном благополучии.
Естественно, такие отношения могут складываться в основной детской деятельности – игровой.
Проектируя свою работу по эмоциональному развитию детей и формированию нравственных качеств, я выделила следующие задачи:
• эмоционально «вживаться», врастать в сложный мир взрослых людей;
• переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;
• развивать умение оценивать поступки и чувства людей в игровой деятельности, находить с помощью воспитателя и самостоятельно пути справедливого и гуманного разрешения проблем;
• формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения.
Для решения задач возникла необходимость создания определенных условий.
Это прежде всего:
• спокойная доброжелательная обстановка в группе, нацеленная на взаимопонимание между взрослыми и детьми;
• соответствующая организация игровой деятельности. По–нашему мнению, только разумная организация поможет педагогическому коллективу выбирать наилучшие направления, содержания, методы, приемы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.
Не менее важным условием является среда (игровое пространство).
При её проектировании я учитывала:
• возрастные особенности детей;
• особенности эмоционально-личностного развития ребёнка;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательности, творческие особенности;
• возрастные поло-ролевые особенности.
Кроме того, продуманность места для создания игрового пространства, эстетика его оформления и содержания игрового материала.
Организуя работу по реализации поставленных задач, я большое значение отводила играм-тренингам, которые направлены на эмоциональное развитие детей, способствуют снятию негативных эмоций выражающих тревожность, страхи и т. д.
Кроме того, в этих играх дети знакомятся с базовыми, эмоциональными состояниями, учатся их узнавать как в себе, так и в других людях и выражать свои чувства во взаимоотношениях между детьми.
Игры – тренинги проводятся в детском саду с детьми с младшего возраста педагогом–психологом, который руководствуется практическими пособиями Зинович-Евстигнеева «Сказка – терапия», В. В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» и др. В основу проводимых игр типа «Объятья», «Подружись», «Друзья», берётся узнавание эмоций и их переживание, а так же игры, направленные на развитие добрых, дружеских отношений друг с другом. Это помогает детям в дальнейшем в любой деятельности, в т. ч. игровой, правильно строить взаимоотношения как с детьми, так и со взрослыми.
Учитывая, что игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, я, моделируя свою работу по направлению, выделила некоторые из них, которые на мой взгляд имеют более плодотворную почву в решении поставленных мною задач по развитию эмоций и нравственных качеств.
Это театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
В данной работе я использовала технологии разработанные Коротковой, Михайленко, С. Новосёловой, А. И. Сорокиной, а так же в последнее время программу, разработанную Р. Стеркиной, О. Князевой
«Я, ты, мы», направленную на социально-эмоцианальное развитие детей дошкольного возраста. Так как её основная идея состоит в том, чтобы сделать ребёнка активным субъектом, эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, в т. ч. игровой. То и задачи перекликаются с нашими задачами по выбранному мной направлению.
Итак, почему театрализованные игры? Не зря дети называют их радостными. Они в первую очередь вызывают положительные эмоции. Можно утверждать, что театрализованные игры являются источником развития чувств. Глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовым ценностям. Важно отметить, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, а главное развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место.
Каждое литературное произведение, которое ребенок обыгрывает, имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность и т. д.). Любимые герои становятся образами для подражания. Учитывая педагогическую ценность театрализованных игр, мы широко используем их в своей работе, как в свободной деятельности, так и в организационной, начиная с младшего возраста, используя методику Сорокиной «Театрализованные игры в детском саду».
Для этого в уголках по театрализованной деятельности мною, совместно с родителями изготовлены разные виды театра. В настоящее время ведется работа по разработке театрализованных игр, к программе «Москвичок» Л. В. Куцаковой.
То, что использование театрализованных игр в эмоциональном развитии детей имеют особое значение указывают разыгрываемые спектакли. Если в младшем возрасте эмоционально обыгрывают 30%, то в старшем 70-80%, кроме того, дети старшего возраста самостоятельно распределяют роли, учитывая нравственные качества детей – это говорит о том, что у детей сформировались навыки эмоционального обыгрывания ролей, они почти профессионально изображают печаль. Радость, обиду, а также и др.
Следующий вид игровой деятельности, который я выделила для работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – это дидактические игры, которые направлены как на обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях людей, так и на нравственные переживания, систематизируя дидактические игры по направлению нашей работы, мы обозначили их как «Мир эмоций, мир отношений».
Содержание этих игр помогают ребёнку проникнуть в мир переживаний, умение жить с людьми, чувствовать другого человека, разделить с ним радость, помочь беде.
Реализуя содержание игр, игровые задачи, используя игровые действия, педагог учит детей общению, жизни в коллективе сверстников, среди людей. В игре воспитатель создаёт ситуацию, обращенную к разуму, сердцу ребёнка, создаёт «модель поведения» и через образ героя, с кого брать пример. Это такие игры «Встреча с добрыми, хорошими людьми», «Мы друзья – товарищи», «Путешествия по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» и др. К каждой из подобранных игр изготовлен дидактический материал педагогами, проявляя при этом своё творчество, поэтому многие пособия неординарны, они вызывают интерес у детей и положительные эмоции.
Не менее важное, значение в решении поставленных задач играют сюжетно-ролевые игры. Эти игры, как никакие, дают возможность детям более раскрывать свои чувства, нравственные качества, общение друг с другом и сотрудничество, умение воспринимать чужие ситуации как свои. Способность чувствовать, понимать другого.
В этом виде деятельности главным является :
1. Отношение воспитателя к детям и его роль в игре.
2. Формирование окружающей среды.
3. Проведение игры.
Направляя работу на эмоционально-нравственное развитие через этот вид игры, отношение воспитателя к детям и его роль к играющим должны строиться в следующем направлении:
• создание эмоционально-благоприятных условий для её проявления;
• проявление уважительного отношения к играющим;
• позволение ребёнку выражать свои чувства, реализовать свои паны;
• создание условий для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;
• углублять и расширять общественные интересы ребят, их нравственных направлений, чувств.
Руководя игрой, нацеливать детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
Важным моментом в организации любой сюжетно- ролевой игры являются следующие этапы:
I подготовительный этап - планируется вид деятельности и составляется план мероприятий, учитывая важность этого момента. Творческой группой педагогов нашего учреждения были составлены перспективные планы сюжетно- ролевых игр для детей (от 2 до 7 лет) и разработаны мероприятия по подготовке к определенному сюжету игр с учетом развития дружеских взаимоотношений у детей, где большое внимание уделялось чтению произведений на нравственные темы, этическим беседам, дидактическим играм, игровым ситуациям, театрализованным играм.
II этап - собственная игра; руководство игрой с целью активизации основ нравственных норм нами разработан ряд проектов сюжетно – ролевых игр по тематике выбранной детьми и педагогами (материал прилагается).
Много игр на современные темы типа: «Спасатели», «Супермаркет», «Первобытные люди», «Путешествия» и т. д.
Как показала практика, игры с такой тематикой захватывают детей и на некоторое время переносятся ими в условие семьи. Это важный момент в совместной работой с семьей.
Руководя игрой, в каждой из возрастных групп педагог активизирует и совершенствует нравственный опыт дошкольников. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.
Понимая, что работа, которую я веду с детьми, будет не полноценной без участия в ней семьи, которая, как известно – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение, его эмоциональный тыл. Я старалась заинтересовать и привлечь их к совместной работе. И это мне удалось. Совместно с родителями была организована среда для игровой деятельности : изготовлены макеты домов, мягких игрушек и другие пособия. Проводились тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные встречи», круглые столы на тему «Что такое эмоциональный комфорт» и др.
Такая совместная работа педагогов и родителей способствует полноценному решению поставленных нами задач.
Подводя итоги, необходимо отметить: «Воспитание – самое тонкое душевное прикосновение человек к человеку, и если мы хотим, чтобы ребёнок вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным, ласковым и строгим, любящим и непримиримым к злу, мы должны прикасаться к нему сердечно».