Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольников»

Светлана Гриценко
Консультация для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

(из опыта работы СП-детский сад «Сказка» ГБОУ СОШ №3 г. Нефтегорска)

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОО состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Публикация «Консультация для воспитателей „Социально-личностное развитие дошкольников“» размещена в разделах

Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.

Д. И. Фельдштейн подчеркивает: «Детство — это не “социальный питомник”, а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые».

Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач социально-личностного развития ребенка-дошкольника, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Чувство Родины…Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В нашем детском саду стало доброй давней традицией проведение таких праздничных мероприятий, как День отца, День матери, День семьи, любви и верности, выставок и конкурсов семейного творчества.

Музыкально-литературная композиция «Семейный альбом» стала итогом большого проекта «Мы вместе», проходившего в нашем детском саду.

В течение 3 месяцев дети, родители и педагоги оформляли странички «Семейного альбома», где рассказывали о своих семьях, делились добрыми семейными традициями и мастерством своего рукоделия. Большой «Семейный альбом» стал центром праздника. Листая его страницы, которые носили такие названия, как «Лучше мамы друга нет», «Главное в дедушке - дедушка он», «Папа, мама, ты и я – называемся семья» и другие, дети читали стихи и танцевали, посвящая свои номера папе и маме, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

«Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Поэтому он подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, фольклорные праздники закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.

На протяжении многих лет в нашем детском саду проводятся такие мероприятия, как «Широкая Масленица», «Веснянка», «Ярмарка», «Ярилины игры», праздники урожая и многие другие, на которых дети знакомятся не только с устным народным и песенным творчеством, но и народным костюмом, традициями, народными промыслами и народными умельцами.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Нужно подводить детей к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому что любит свою страну.

Родной город…Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и так далее, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. В каждой возрастной группе детского сада, в соответствии с возрастом, оформлены Уголки России, созданы мини-музеи где собраны предметы старины и изделия народных промыслов.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств». Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Любовь к обществу, семье, отдельному человеку определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.

Наше обращение к этой теме связано прежде всего с тем, что детский сад стали посещать в числе прочих дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. наиболее уязвимые в современном мире и дети других национальностей

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку!» (В. Розов – драматург).

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина…». Говорить о воспитании любви к родному краю, к Родине нельзя, если не говорить о красоте окружающей природы, о бережном и заботливом отношении к ней. Знакомство с природным богатством нашей страны мы начинаем, как только ребенок переступает порог детского сада. В старшем дошкольном возрасте вся работа строится на проектно – исследовательской деятельности.

«Удивительное рядом» под таким название все три летних месяца велась проектно – исследовательская деятельность. Каждая возрастная группа получила свое задание и очень кропотливо над ним работала. Дети вместе с воспитателями и родителями наблюдали, изучали, рисовали, фотографировали все то, что находится рядом, на территории нашего детского сада и ближайшего окружения. В сентябре ребята с огромным удовольствием поделились полученными знаниями друг с другом.

Не менее важным условием социально-личностного развития детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Родители должны стать непременными участниками работы по социально-личностному развитию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций и т. п.

В нашем детском саду работа с родителями по данному направлению проводится в разных формах. Это - участие родителей в экскурсиях в музей, к памятникам истории и культуры, а так же на предприятия, учреждения города, организация выставок семейного творчества, участие в семейных праздниках, проводимых как в детском саду, так и за его пределами

(«Крепкая семья – благополучный город», «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс музейных экспозиций «Моя семья – моя Россия» и другие).

Большой отклик у родителей мы нашли при подготовке праздника «Моя счастливая семья», организованного при поддержке партии Единая Россия, в котором приняли участие не только семьи наших воспитанников, но и специалисты Детского Музея и Детской библиотеки. В преддверии праздника в детском саду прошел конкурс родительских сочинений «Мой ребенок», по итогам которого было выбрано самое интересное, самое трогательное сочинение родителей о своем ребенке.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир

животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

И я хотела бы Вам, уважаемые коллеги, напомнить замечательное стихотворение Вознесенского, которое, на мой взгляд, должно стать девизом нашего отношения к МИРУ:

В жизни можно по – разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Тематическое мероприятие «Моя семья» в рамках подготовки к ХХII зимним Олимпийским играм в г. Сочи 7 февраля 2014 года - в день открытия XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи в нашем дошкольном учреждении планируется провести ряд тематических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольников»
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 19:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гриценко (УИ 205308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД