Папки-передвижки

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения

Марина Ногтева
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.

Социальный педагог, обладающий знаниями с области педагогики и психологии девиантного поведения, востребован не только в системе образования, но и в системе социальной защиты :

в территориальном центре социальной помощи семье и детям;

Публикация «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения» размещена в разделах

в отделениях социальной диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и социального патронажа, в отделении перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и в группе длительного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

в отделениях социальной диагностики, социальной реабилитации и социально-правовой помощи социального приюта для детей;

в консультативном отделении и отделении психолого-педагогической помощи центра психолого-педагогической помощи населению;

в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного центра для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Изучение функциональных обязанностей социального педагога в приведенных выше местах трудовой занятости позволило уточнить особенности и общие черты профессиональной деятельности данного специалиста.

К задачам, которые носят универсальный характер для всех видов профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях социальной защиты, причислим:

1. выявление семейного неблагополучия и факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

2. разработка программ реабилитации, реинтеграции несовершеннолетнего в социум;

3. осуществление социального патронажа ребенка /семьи;

4. оказание помощи родителям в преодолении педагогической запущенности, семейных конфликтов.

Особенности решаемых социальным педагогом профессиональных задач отражают специфику функционирования самого учреждения (является оно социально-реабилитационным центром, социальным приютом или реабилитационным центром для лиц, страдающих психическими расстройствами и т. п.).

Так, например, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних социальный педагог в отделении социальной диагностики выявляет факторы, влияющие на уровень дезадаптации ребенка, а также уровень дезадаптации и преобладающий вид и степень педагогической запущенности и т. п.

В группе длительного пребывания социальный педагог на основании уже поставленного социального диагноза и примерной программы социальной реабилитации составляет индивидуальную работу с ребенком, организуя взаимодействие с ним и осуществляя педагогические воздействия, стремится исправить несовершеннолетнего человека посредством инициации в нем желания и готовности к самоисправлению.

В территориальном центре социальной помощи семье и детям данный специалист больше внимания уделяет не только постановке социального диагноза ребенка и выявления семейного неблагополучия, но, в первую очередь, он ставит перед собой задачу изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.

В социальном приюте для детей социальный педагог предпринимает шаги по оказанию помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по возвращению несовершеннолетних в семьи и работе с родителями или законными представителями для формирования у них навыков в преодолении педагогической запущенности их детей и семейных конфликтов.

В центре психолого-педагогической помощи населению данный специалист преимущественно оказывает консультативную помощь (в консультативном отделении) детям и родителям / законным представителям по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

В отделении психолого-педагогической помощи подобного центра социальный педагог наряду с консультацией выполняет просветительские и обучающие функции: обучает детей и родителей здоровому образу жизни, поддержанию психического и физического здоровья; организует группы поддержки и т. п.

В реабилитационном центре для лиц, страдающих психическими расстройствами, в задачи социального педагога входит формирование у несовершеннолетних навыков и умений, компенсирующих их нарушенные функции, и восстановления социальных связей.

Приведенный спектр профессиональных функций указывает на то, что социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения, выполняя непосредственные свои должностные обязанности, реализует весь комплекс психолого-педагогических знаний и умений. К этому комплексу следует отнести:

1. организацию реабилитационной работы с учетом знаний основ возрастной психологии и психологии развития, психологии личности и психологии девиантного поведения, общей педагогики, теории и методики воспитания, социальной педагогики, организации психологического консультирования;

2. разработку программ социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом возможностей применения методов и приемов, свойственных для общей педагогики, методики воспитания, методов социальной педагогики и педагогики девиантного поведения;

3. планирование и реализацию программ социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом имеющихся педагогических технологий и технологий социально-педагогического характера.

Практическая деятельность данного специалиста связана, таким образом, с использованием как методики, так и технологии социально-педагогической деятельности. Все более отчетливо видится различие в понимании разницы между методикой и технологией. Технология призвана решить вопрос «Как, в какой последовательности выполнять коррекционно-реабилитационную деятельность по отношению к несовершеннолетнему, попавшему в сложную жизненную ситуацию?». Методика чаще всего ассоциируется с избираемыми методами воспитания и методами педагогического воздействия на несовершеннолетнего и на его семью с целью преодоления сложившейся трудной ситуации. При этом методам воспитания отводится стратегическая роль, а методам педагогического воздействия — тактическая.

Таким образом, социальный педагог избирает магистральные направления работы с конкретной личностью (избирая приоритетные методы воспитания/исправления) и в их рамках определяет способы наиболее эффективного воздействия на своего подопечного с целью:

выявления, корректировки его отношения к окружающей действительности;

инициации отношения человека к действительности посредством ее осмысления, выполнения действий и эмоционального проживания (оценивания) получаемого опыта.

Таким образом, методика социально-педагогической деятельности направлена на актуализацию ценностной мотивации человека, на осмысление ценностных отношений и определение взаимосвязи проживаемого отрезка жизни личностью с последующими ее жизненными перспективами.

Конечным итогом методики является осмысление подопечным социального результата своей деятельности для других и для себя, формирование готовности изменить себя с целью удовлетворения потребности в самореализации и/или выхода из сложившейся трудной ситуации.

Технология социально-педагогической деятельности упорядочивает применяемые методы во времени и пространстве в процессе работы с несовершеннолетними. Можно утверждать, что методическая база деятельности социального педагога довольно разнообразна. Она включает группы методов, применяемые в иных областях научного знания, однако в работе социального педагога используемые методы приобретают педагогическую окраску, которую можно отразить в табличной форме.

Здесь методика социально-педагогической деятельности раскрывается в виде трех аспектов:

1. Методика определяет цель взаимодействия (реализации социально-педагогической деятельности);

2. Позволяет определить способы решения проблемы подопечного;

3. Регламентирует характер взаимоотношений социального педагога с подопечным.

Следует также добавить, что сочетание методов работы зависит от индивидуальных особенностей клиентов, силы влияния средовых факторов, психологического состояния подопечных и их готовности идти на контакт.

В связи с этим эффективность применяемой методики зависит от того:

насколько компетентен сам социальный педагог (наличие у него опыта работы и успешной реализации социально-педагогической деятельности, от его личностных и деловых качеств, психических особенностей;

насколько открыт ребенок к работе с социальным педагогом, насколько он ему доверяет и понимает суть сложившейся у него сложной жизненной ситуации.

Перечисленные особенности взаимодействия указанных субъектов социально-педагогической деятельности приводят к тому, что методика не может рассматриваться в качестве жестко регламентированных этапов деятельности, она характеризуется вариабельностью, сменой приоритетных и сопутствующих методов работы, включением или исключением иных технологий в процесс решения проблем подопечного.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Наше участие в социальной кампании «Прогноз безопасности»Наше участие в социальной кампании «Прогноз безопасности» В России проходит широкомасштабная социальная кампания по безопасности дорожного движения «Прогноз безопасности». Цель кампании: снизить.

Оформление стенгазеты-призыва «Давайте беречь планету от мусора» для населения селаОформление стенгазеты-призыва «Давайте беречь планету от мусора» для населения села Третьякова Светлана АлександровнаОформление стенгазеты-призыва "Давайте беречь планету от мусора" в старшей разновозрастной группе для.

Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия»Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия» Аннотация проекта Социальный проект «Арт – терапия» направлен на воспитание потребности у обучающихся класса помощи в снятии психологического.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Профилактическое мероприятие в рамках социальной компании «Не торопись!», приуроченное к Международному Дню защиты детейПрофилактическое мероприятие в рамках социальной компании «Не торопись!», приуроченное к Международному Дню защиты детей Фотоотчет. Профилактическое мероприятие в рамках социальной компании «Не Торопись!».День защиты детей - один из самых старых международных.

Эссе «Моя педагогическая деятельность» Каждый человек определяет свой жизненный путь сам. Когда спрашивают: «Почему вы выбрали профессию педагога?», отвечаю очень лаконично: «По.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 13:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД