Богатырева Вера Васильевна
Социально-реабилитационная работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Лишенный родителей, сирота — это ребенок, который нуждается в защите, заботе и руководстве. Таким образом, сирота демонстрирует понимание своей культуры как основных потребностей несовершеннолетнего ребенка, так и ответственности общества за их удовлетворение. Поскольку споры о важности ребенка часто разворачиваются вокруг сироты, сирота оказывается фигурой, вызывающей озабоченность во всех культурах, на протяжении всей истории и в современном мире. Сирота определяется лишением родителей и обычно понимается как ребенок, потерявший обоих родителей в результате смерти. Однако историки включают в определение понятия «сирота» ребенка, потерявшего одного из родителей, которого часто называют «половинным» или «единственным» сиротой. Таким образом, категория «сирота» может охватывать множество типов детей, оставшихся без родителей, начиная от детей, потерявших обоих родителей для детей, у которых есть живые родители, но которые живут отдельно от них, таких как подкидыш (обычно брошенный ребенок, найденный и находящийся на попечении не родственников или учреждения, опекун (обычно сирота, находящийся на попечении законного опекуна, и беспризорный ребенок (обычно ребенок, который оставил свою семью, чтобы жить и работать на улице). Исследование, определяющее каждый из этих типов сирот, среди прочих, подробно описано в отдельных категориях в этой статье. Вопросы, задаваемые сиротам, часто определяются периодом времени и географическим районом, в котором проводится исследование, и эта библиография составлена таким образом, чтобы охватить историческое и современное сиротство по регионам. Сиротство в прошлом находится в центре внимания исторических и литературных исследований, уделяющих особое внимание в России, в то время как современное сиротство в Африке и Азии часто рассматривается с социологической или психологической точки зрения или находится в центре внимания правительственных и ведомственных исследований. Многие исследования сирот подчеркивают причинные факторы сиротства. Исторически сиротство было результатом высокого уровня смертности, и оно остается распространенным явлением в районах, пострадавших от войны или болезней. Вклад детского сиротства в прошлое и настоящее сиротство также был предметом обширных исследований. В качестве альтернативы, во многих исследованиях рассматриваются решения, предлагаемые для сирот, исследуя такие учреждения, как детский дом. В дополнение к тому, что сирота является фигурой, вызывающей общественный интерес, он является фигурой с воображаемыми возможностями, выступая в качестве персонажа в многочисленных вымышленных сюжетах. В центре внимания обширных литературных исследований вымышленный сирота предлагает понимание меняющегося культурного понимания ребенка. Изучение сироты должно учитывать различные типы сирот, историческую форму сиротства, национальные и региональные различия в сиротстве, реакцию на сиротство и литературное увлечение сиротой.
Публикация «Социально-реабилитационная работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» размещена в разделах
Данные научных исследований и практической работы по устройству детей в семьи за последние 10 лет (полученные в организациях патронатного воспитания и семейных образовательных группах) показывают, что успех восстановления личностного и семейного функционирования кризисных семей и адаптации детей в приемных семьях напрямую зависит от стабильности и преемственности и качество отношений между родителями и специалистами организаций, с которыми им приходится взаимодействовать поэтому необходимо создать условия для формирования и поддержания стабильности и качества таких отношений. В любой стране всегда есть и будут сироты и дети из неблагополучных семей. Это означает, что общество и государство должны взять на себя большую ответственность за их развитие и воспитание.
Изучая труды отечественных и зарубежный педагогов, нельзя не отметить знаменитого педагога Антона Семеновича Макаренко, который внес огромный вклад в проблематику детей- сирот. Именно его идеи стали фундаментальными в процессе воспитания и социализации сирот.
История Макаренко начинается после русской революции, когда возникла острая нужда в учителях. Только пятая часть взрослых советских граждан умела читать и писать, а 80% детей не ходили в школу. Итак, такая пламенная педагогическая душа, как Макаренко, была востребована. Ему было всего 17 лет, когда его наняли учителем после всего лишь одного года изучения педагогики.
Антон Макаренко начал свои педагогические эксперименты на раннем этапе своей карьеры. Он создал школьные сады, школьную библиотеку, школьный музей и детские клубы. Он создал детский духовой оркестр и вечернюю школу для родителей. Но только после того, как в 1920-х годах ему предложили создать интернат для некоторых из двух миллионов бездомных и преступных детей, его педагогическим идеям действительно предстояло пройти проверку. Учреждение было названо колонией имени Горького.
К приезду Макаренко здания были так же запущены, как и живущие там дети. Проблемы бедности правили днем, и дети были обиженными и грубыми. Они были ворами и отказывались работать. С этим «сырьем» и в этих условиях власти ожидали, что Макаренко и его штат учителей создадут «нового человека», вписавшегося в социалистическое государство. Кроме того, они будут сражаться на Третьем фронте революции, искореняя неграмотность, невежество и суеверия. Это была трудная задача. Позже Макаренко писал, что никогда не читал столько педагогической литературы, как в первый год колонии имени Горького. Однако именно изучение идеи Ленина о школах и трудов Максима Горького в конце концов помогло ему сохранить веру в человечество - и в проект.
Сообщество, труд и самоуправление были ключевыми моментами в педагогике Макаренко. И его девизом было: «Никакого нытья!». Он был убежден, что личность ребенка должна развиваться во взаимодействии с другими людьми. Когда «его» дети вели себя антисоциально, это было не из-за морального недостатка личности детей, а скорее отражением дисфункционального контакта между детьми и обществом, в котором они жили. Они были результатом обстоятельств, в которых они родились.
«Общество и воспитание не могут быть разделены. На самом деле это обычные дети, которых судьба поставила в совершенно дурацкую ситуацию», - отметил Макаренко. В качестве альтернативы Антон Макаренко создал сообщество, в котором они не только жили, но и работали вместе. Каждому ученику была оказана поддержка в его индивидуальном и разностороннем развитии.
Повседневная жизнь детей состояла из четырех часов занятий в школе, четырех часов работы, а затем содержательного и культурного досуга. Макаренко потребовал, чтобы учащимся дали десять лет обучения в школе, хотя норма за пределами колонии составляла всего семь лет. Вначале мероприятия планировали учителя, но вскоре Макаренко сделал их более ориентированными на учащихся. Он был большим сторонником автономии коллектива. Молодежь в колонии была разделена на отделения с переменными учениками в качестве лидеров. Руководители отделов были в совете командования и участвовали во всех решениях.
Целью было не только способствовать командной работе, готовности помочь, терпимости и пониманию того, что вместе вы можете достичь большего. Это было также образование в области демократии, где дети в колонии учились руководить, организовывать и управлять - и быть подчиненными.
Преобладающий субъективный подход к формулированию принципов является основной причиной неконтролируемого роста их числа. Это противоречит сути принципов, которые принимаются как законы в образовательном процессе. Поиск структуры принципов социализации возможен как на основе структурного анализа, так и с точки зрения логики. Принимая во внимание, что основной формой продуцирования принципов образования является вербальная, структурный анализ может обеспечить общий подход к изучению всех вариантов требований к процессу социализации, представленных в педагогической литературе в качестве принципов.
Дети попадающие в трудные жизненные ситуации, подвергающиеся насилию, как физическому так и психологическому со стороны окружающих их людей, однозначно имеют неизгладимый след на их мировоззрении, что сказывается на поведении и восприятии общества. В зависимости от причин попадания в воспитательные учреждения, можно примерно предположить об уже сформировавшихся убеждениях и наличии склонностей. Однако предположений недостаточно для применения педагогических методик, поэтому уже не один десяток лет педагоги, психологи и даже философы со всего мира пытаются найти ответ на вопрос о психологических особенностях детей- сирот.
Для определения и предложения методик по социализации ребенка, необходимо найти переломную ситуацию в жизни, из которой вытекает проблема, также применение методик знаменитых отечественных педагогов.
Сформировать навыки социализации путем применения методик Макаренко.
Ожидаемый результат: Ребенок приспособился к жизни в социуме, научился управлять своими эмоциями.
Объектом исследования стал 11-и летний подросток, Антон (имя изменено, попавший в воспитательное учреждение около года назад. Его судьба сложилась не лучшим образом. Мать вела разгульный образ жизни, причем в прямом смысле на глазах у ребенка. Возможно, употребляла наркотики, поскольку по рассказам Антона поведение в некоторые дни у нее было крайне неадекватным. Наркотики могли вызвать невротическую депрессию, из-за чего мать Антона решила покончить жизнь самоубийством через повешенье. Впоследствии чего у Антона появились неадекватные сексуальные повадки, которые проявляются в насилии игрушек, характерных движениях бедер в разных ситуациях и стонах. Причем с точки зрения психологии, это выражение крайней тревожности, которые в будущем могут привести его к совершению половых преступлений.
О матери Антон практически ничего не рассказывает, в отличие от отца. Папа для него был авторитетом и при воспоминаниях о нем испытывает теплые чувства, однако от части из-за отца у мальчика образовались психологические травмы. Антон рассказывал, как папа говорил ему, что если он будет гулять до ночи, то он умрет. Так в один из поздних вечеров, Антон пытался попасть в квартиру, но не мог, поскольку изнутри в замочной скважине был ключ. На его крики никто не реагировал, после чего он забрался в квартиру через окно. Из воспоминаний Антона: «Я залез на кухню, там было очень темно. Я пошел включать свет и об что-то споткнулся, а когда включил свет, увидел, что это был папа. Он умер, потому что я долго гулял». С этого момента, у Антона появилось ночное недержание.
Мальчика можно охарактеризовать, как доброго, активного, любознательного, с очень хорошими умственным данными. Он с легкостью решает логические задачи, просчитывает шахматные ходы на несколько вперед и быстро собирает пазлы до 600 деталей. Однако очень замкнут в себе. В будущем хочет связать свою жизнь с IT сферой. Также у него присутствует чрезмерная агрессивность при малейших затруднениях, что вытекает в криках, нецензурной лексике, драках и избиению самого себя. Из особенностей в его речи можно заметить частое упоминание о собственной смерти. Дополнительная литература в виде трудов А. С. Макаренко и тестов зарубежных психологов.
Социализация Антона начинается с налаживания доверия и определения уровня тревожности с помощью «шкалы Бека». Результаты свидетельствовали о повышенном уровне тревоги, что было ожидаемо. Доверие выстраивалось постепенно. Сначала Антон неохотно шел на контакт и практически ничего о себе не рассказывал, но в один момент удалось пронаблюдать с каким интересом и скоростью он собирает пазл. Пока он был увлечен головоломкой, мне удалось вывести его на диалог. Антон рассказал о любимых играх, чем они ему интересны, а после даже предложил присоединится к сборке. Собирая пазл вместе, мальчик решил углубится в свою биографию и рассказал мне буквально все, в том числе о своих переживаниях касаемо родителей и о мечте стать программистом. С моей стороны он услышал поддержку и мотивационные слова, также было проговорено, что Антон может всегда приходить со своими душевными переживаниями к воспитателям и ему всегда будет оказана поддержка. Антону было предложено вести дневник ситуаций и эмоций сопровождающих их, это позволит понять, какие моменты в его жизнедеятельности вызывают стресс.
Для ребенка, который долгое время не ощущал чувство защищенности и любви главное, как можно больше проговаривать фразы, по типу: «ты мне очень дорог»; «ты не один, я рядом»; «я верю в тебя», и т. д., ребенок ощущает себя совершенно по другом. После применения «теплых» фраз, у Антона пропали разговоры о смерти. Также была применена методика объятий, поскольку согласно исследованию, объятия могут сделать человека счастливым, уменьшая чувство одиночества и вредные физические последствия стресса. Объятия могут изменить негативное настроение, помогая телу и мозгу и повышая уровень гормонов хорошего самочувствия. Эта методика была установлена для всех членов группы, что значительно снизило уровень агрессии и стресса, к тому же укрепила связи между детьми.
Как уже было сказано ранее, Антон весьма сообразительный мальчик, поэтому с ним желательно вести диалог на «взрослом» уровне. После очередной вспышки гнева, мы договорились, что выучим небольшой стишок и как только ему захочется выплеснуть злость, вместо криков он будет рассказывать стих. Первые разы были безуспешными, однако после 3 и 4 попытки, Антон успешно справился с гневом.
Следующим шагом было сплочение детей. Для этого создавались команды и распределялись бытовые обязанности. Команды тасовались несколько раз в день, что позволило еще большему сплочению коллектива. Методика была применена из идей А. С. Макаренко. Завершающим этапом стало изучение хороших манер. Для этого неоднократно проводились мероприятия с соответствующей тематикой.
По итогу, Антон смог научится колоссально контролировать свой гнев с помощью стихов. Методика Макаренко подтверждена, она способствовала существенной социализации и сплочению коллектива. Антон допустил в свое окружение других ребят став называть их «друзьями», с которыми охотно делится новостями и секретами, хотя до этого говорил, что вокруг него одни предатели. Дневник помог в выражении эмоций, ситуации в которых мальчик испытывал стресс сократились в несколько раз, поскольку были пересмотрены под другим углом. Теперь Антон старается в оформлении и чутко подходит к орфографии, что также сказалось на школьных предметах. Самое важное- он научился анализировать свои поступки и давать самоотчет, что положило начало успешной саморегуляции поведения в обществе.
Заключение: Исходя из фундаментальной закладки принципов в проектную работу трудов Макаренко и др. знаменитых педагогов психологов, можно определенно сказать о успешности результатов. Конечно, трудности проявлялись на всех фазах применения методик, однако терпение и кропотливая работа дала результат в виде изменения в поведении, снижения агрессии и увеличения взаимодействия в кругу коллектива. Ребенок успешно прошел все фазы адаптации.