Получи документы

Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение

Елена Богомолова
Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение

Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение

Отечественные ученые А. С. Белкин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, П. И. Зинченко, АН. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконнн и др. полагают, что в период дошкольного детства ребенок проходит огромный путь в своем развитии - его направление стремительно разворачивается, а содержание неуклонно расширяется и пополняется. Дошкольный возраст насыщен важными достижениями в социализации детей, которые овладевают собственными эмоциями, приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане; у них развивается произвольное владение собственными действиями и поведением. К 6 годам дошкольники осваивают первый виток спирали социального познания - у них прочно закрепляется позиция «Я и общество».

Публикация «Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение» размещена в разделах

Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста участвуют в жизни группы и близких взрослых, готовы прийти на помощь, с интересом подключаются к групповым занятиям и играм, делятся важной, на их взгляд, информацией, делают уместные замечания, откликаются на предложения других людей. Все это становится возможным потому, что активизируется социальное познание детей в реальном обществе взрослых и сверстников. Они уже разбираются в том, как устроен наш мир, в достаточной мере владеют знаниями не только о природе, но и о себе, своей семье, сверстниках, способны устанавливать нормальные взаимоотношения со взрослыми и с детьми.

Социальное познание и образовательная среда детского сада

Образовательная среда детского сада социальна по своей сути. Во-первых, люди, которые непосредственно окружают дошкольника и играют главную роль в его жизни, - эго педагоги и сверстники. Во-вторых, среда детского сада наполнена различными предметами и

вещами, которые уже при первом приближении социальны, так как созданы не только руками, но и разумом человека. Ребенок старшего дошкольного возраста глубже погружается в этот мир, осваивает его закономерности с помощью педагогов. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает процесс социализации посредством воспитания подрастающего поколения, но и способствует раскрытию индивидуальности ребенка.

Немаловажно и то, что образовательная среда детского сада располагает возможностями для реализации всего спектра выбора ребенка с целью активизации его социального познания. Его эффективность в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, природной любознательностью, а с другой - использованием специальных психолого-педагогических методов и приемов. Их результативность в активизации социального познания старших дошкольников определяется направленностью на:

• овладение сущностью пространства и событий;

• освоение взаимодействия со значимыми взрослыми;

• постижение социальных ролей, определяемых актуальной ситуацией развития ребенка.

Активизация социального познания дошкольника

Пространство, в котором протекает жизнедеятельность дошкольника, ориентирует его на усвоение так называемых социальных дистанций. Это отчетливо проявляется на уровне физической реальности, в пространственном размещении партнеров по отношению друг к другу. Дети старшего дошкольного возраста в знакомых ситуациях в большинстве случаев ведут себя корректно, не нарушают пространственных норм взаимодействия. Но в незнакомой обстановке они допускают ошибки (располагаются близко или, наоборот, далеко, устанавливают тактильный контакт либо его избегают, некорректно жестикулируют, случайно задевая партнера, и т. д.).

Воспитатели могут использовать педагогические приемы, направленные на освоение детьми социальных дистанций.

Прием первый: ритуалы в группе

Социальные дистанции обычно поддерживаются определенными ритуалами (например, мужчины здороваются за руку) и знаками отличия (например, повязка дежурного, флажок у ведущего).

Прием второй: коммуникативные игры

«Тактильный телеграф».

«Наблюдательность».

«Кто за кем?».

Педагогический эффект работы с выбором пространства. В подобных играх ребенок может «почувствовать» дистанцию при взаимодействии с партнером, осваивает то или иное пространство общения и взаимодействия, проявляет готовность к межличностным контактам с разными людьми, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнерами.

Событие - то, что произошло однажды и не повторится с фотографической точностью. Древние говорили: «Невозможно войти дважды в одну и ту же реку»; так же невозможно повторить те состояния, которые вызвали определенные ситуации. Однако психологическое состояние способно дать толчок развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психических процессов. Старшие дошкольники понимают, что в их жизни многие моменты взаимосвязаны между собой, поэтому они способны разобраться в причинах тех или иных происшествий, понять скрытый смысл поступков, воссоздать картину событий. Воспитатель, занимающий позицию сотрудничества в организации воспитательного процесса, посвящает педагогическую деятельность совместному с детьми творческому проживанию реальности, освоению мира естественных отношений. В этом смысле стоит обратить внимание на технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе: педагогический анализ события, выявление его воспитательного потенциала, акцентирование тех сторон события, которые могут оказать позитивное влияние на ребенка, нейтрализация негативного влияния, стимулирование рефлексивного отношения ребенка к происходящему.

Прием первый: традиции группы

«Здравствуйте, я пришел!»- утренние приветствия

«Читательский четверг»

Прием второй: коллективные творческие работы

Коллективные работы - это еще один путь социального познания, если при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых в детском творчестве событий. Например, к Новому году можно изготовить коллаж с использованием фотографий, картинок из журналов, детских рисунков. А сообща выполненная газета «День в детском саду» на основе групповых фотографий, сделанных в разные режимные моменты, и стихов, написанных детьми в содружестве с воспитателями, рисунков и аппликаций детей, подтолкнет многих к активному познанию действительности.

Педагогический эффект создания событийной среды. События изменяют взгляд ребенка на окружающий мир. Погружаясь в них и переживая, он изменяется сам. События позволяют актуализировать внутреннее состояние, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления и т. д. и, что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Значимые взрослые - родители или воспитатели, контакты ребенка с которыми отличаются большей степенью доверительности и интимности, близости и теплоты отношений. Наблюдения показывают: ребенок выбирает значимого для себя взрослого неслучайно.

Для этого важно, чтобы взрослые были не просто организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы.

Прием первый: рисунок

Проективный рисунок. В рисунке ребенок на невербальном уровне проявляет свое отношение к окружающим людям, демонстрирует выбор тех, которые имеют большое значение в жизни. Такой прием носит диагностический характер. С этой целью можно предложить детям нарисовать свою семью, друзей либо выполнить сюжетный рисунок на тему «Мой круг» или «Праздник в детском саду». При этом желательно провести небольшую беседу с детьми, по не детализировать педагогическую цель, а затем обеспечить им простор для творчества. Педагог раздает детям бумагу формата АЗ, краски, карандаши, фломастеры не менее чем 12 цветов. По возможности стоит зафиксировать их реплики по ходу рисования. Следует помнить: любые диагностические процедуры дают мгновенный срез; следовательно, выводы, которые будут сделаны, носят актуальный характер в конкретный момент времени и должны использоваться осторожно.

Тематическое рисование. Рисунок следует использовать с целью уточнения и расширения социальных контактов. Важно внести элемент обсуждения в процесс или подведение итогов работы. Рисунки можно выполнять на темы, касающиеся жизни группы и семьи, а также после прочтения художественных произведений, просмотра мультфильмов, посещения экскурсий, утренников и т. д.

Прием второй: коммуникативные игры

«Просьба».

«За что мы любим?».

Педагогический эффект выбора значимого взрослого. Под влиянием значимого взрослого у ребенка формируется чувство принадлежности к миру людей, чувство «мы». Опыт взаимодействия старшего дошкольника с разными людьми дает ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми в разных ситуациях.

Социальные роли - неизменный атрибут игровой деятельности дошкольников. В процессе действия в роли они передают характерные особенности персонажа игры с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, пантомимики. Старшие дошкольники самостоятельно распределяют роли, проигрывают их содержание, создают и используют внешние знаки (одежда, прическа, аксессуары). В игровой деятельности дети «примеряют» к себе различные социальные роли старших по возрасту, что расширяет горизонты социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.

Прием первый: режиссерские игры

Игры «Семья», «Магазин» и др. дают детям возможность освоить профессиональные и бытовые роли: покупатель, клиент, родители и т. д.

Игра «Школа» позволяет моделировать ближайшую перспективу развития, побывать в роли ученика и учителя.

Прием второй: развивающее занятие

В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, речи и воображения ребенка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволят детям старшего дошкольного возраста не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в пользу собственного развития в социуме по отношению к пространству и событиям.

Целесообразно организованная социальная среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Рекомендуемая литература

1. Кудрявцев В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / Ин-т дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Центр развивающего образования В. Кудрявцева. М. : МАКС Пресс, 2005.

2. Рожков М. Стратегии и модели воспитания // Воспитательная работа в школе. 2008.

№3.

3. Игры - обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. М. : Новая школа,

1994.

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей.

Эссе на тему: «Мы родом из детства» Эссе на тему: «Мы родом из детства» Автор старший воспитатель Козлова Елена Александровна «Чудеса случаются только в детстве». Владислав.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение
Опубликовано: 1 октября 2013 в 06:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД