Эльвира Мелехова
Содействие развитию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с новыми требованиями стандарта дошкольного образования, с целью наиболее полного достижения детьми целевых ориентиров (качественных характеристик) и наилучшего перехода дошкольников на следующую ступень общего образования, необходима вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования, а также объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях. В связи с этим, стало необходимым использование методов интеграции между различными образовательными областями. В нашем детском саду, как и во многих других, интегрированные занятия как форма непосредственной образовательной деятельности проходили и раньше, однако современные требования предполагают наличие наиболее углублённой работы в данном направлении.
Публикация «Содействие развитию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
После проведения педагогической диагностики, результаты показали, что дети старшего дошкольного возраста имеют уровень экологической культуры средний и ниже среднего. А в настоящее время, как мы знаем, эта проблема стоит остро. Также существует проблема в недостатке методической литературы по вопросу интеграции музыкального и экологического воспитания по программе «От рождения до школы» автор Веракса Н. Е. ,реализуемой в нашем дошкольном учреждении. Как результат этой диагностики был написан проект по теме «Содействие развитию основ экологического культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Задачами экологического воспитания является создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается седующий эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. ОДНА ИЗ НИХ ОБОЗНАЧЕНА ТАК*выявление уровня экологической культуры –реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценкой себя.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний (занятия с воспитателями) и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Поэтому содействие развитию эмпатии (сочувствия, сопереживания, содействия) к объектам живой природы (растениям, животным) стало целью реализации нашего проекта.
Работа началась с изучения литературы по данной теме.
В научных исследованиях выделены 4 этапа по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста :
1-й этап - «язык эмоции» или «познаю себя» :
2-й этап - «язык чувств и переживаний»
3-й этап - «нравственные беседы» или «содействие»,
4-й этап - «сорадование»
Таким образом, на первом этапе («язык эмоций») и на втором («язык чувств и переживаний», одна из основных ролей в формировании эмпатии может принадлежать музыкальному руководителю, который средствами музыкального воспитания решает проблему становления экологизированной личности совместно с остальными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Нами был подобран пакет диагностических методик, направленных на изучение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, особенностей их эмоционально–потребностной сферы, наличия эмпатийных проявления по отношению к сверстникам и природным объектам, определения уровня эмоциональных переживаний в процессе пения, музыкально-ритмических движений, пластической импровизации.
Затем нами были определены цели и задачи реализации нашей темы, сезонное планирование в соответствии с экологической программой, реализуемой в детском саду, подобран соответствующий музыкальный репертуар.
На сегодняшний день нами проводится работа в соответствии с планом реализации данного проекта. дети старшей группы выполняют пластические импровизации. В них ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. в музыкальной импровизации главным для окружающихявляется не точность образа, созданного ребёнком, а его внутреннее состояние, наличие эмоционального переживания, выразительности вариативности и оригинальности.
В конце учебного года мы проведём заключительную диагностику, которая, как мы уверены, сможет выявить положительную динамику, по данной проблеме.