Приложение МААМ

Содержание познавательной математической деятельности

Екатерина Петухова
Содержание познавательной математической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.

Математика - это особый язык описания окружающего мира.

Усвоение этого языка требует соблюдения двух главных условий: деятельностного контекста и общения с компетентными носителями этого языка (взрослыми). Если познавательная деятельность может осуществляться в том числе и путем самостоятельного исследования, то формирование математических представлений возможно только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.

Публикация «Содержание познавательной математической деятельности» размещена в разделах

В 5-6 лет ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует, т. к. головной мозг по своим характеристикам приближается к показателям мозга взрослого человека - расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения (утро-день-вечер-ночь;слева-направо;вверх-вниз;впереди-сзади;близко-далеко;выше-ниже;больше-меньше-столько же). При этом дети активно пользуются обследовательскими действиями, сравнением, называнием свойств объектов, чисел, пересчетом.

Обучение детей началам математики направлено на решение следующих задач:

1. Активизировать освоение детьми умение сравнивать (по форме, числовому значению, временным деятельностям, расположению в пространстве,измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картинного мира.

2. Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и различия, порядок следования и изменений в связи с этим (продвижение по ряду, сущность различий между смежными элементами, измерение объектов мерками разного размера, способов деления на части, размещения в пространстве.

3. Развивать умения конструировать простые высказывания по поводу выполненного действия (что сделал, для чего, что узнал при этом, проявления положительных эмоций.

4. Активно включать в коллективные познавательные игры, общение со сверстниками по поводу рациональных способов игровых действий, организации экспериментирования, помощи сверстнику в случае необходимости.

5. Развивать умение свободно общаться со взрослыми по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями,в том числе и по поводу игр, упражнений, ситуаций придуманных и составленных самими детьми.

Освоение задач математического развития детей осуществляется как в организованных педагогом видах деятельности, развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, так и в самостоятельной деятельности в условиях предметно - развивающей среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экпериментирования.

Необходимо, чтобы детям сопутствовал успех.

Для этого в игротеке должны быть игры и материалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуаных способностей. Важно прививать вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого результата. Этому помогают игры:

-на познание зависимостей и отношений:», «Логические цепочки», «Логический домик», «Дроби», «Целое-часть», игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша, цветными счетными палочками Кюизера».

-на овладение действиями моделирования на плоскости и в объеме (пространстве, воссоздание целого из частей : головоломки»Чудо- соты», «Маленький дизайнер», «Кубики для всех»;

-на освоение умений преобразования (трансфигурации и транформации) : «Игровой квадрат», «Змейка», игры-головоломки с использованием счетных палочек.

В работе с дошкольниками нужно делать упор на продуктивную деятельность и организацию интереса, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования, в другие условия, расширяет, стимулирует проявления самостоятельной и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Например, при чтении произведений художественной литературы производить подсчет героев.

В ходе поиска преобразования геометрических фигур (из одних получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Например, предложить детям изготовить совместные поделки для оформления различных витражей, рисовать «математику».

В конструировании использовать схемы модели разной степени сложности, измерение, сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций, соотношения части к целому, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.

Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.

Интеграция присуща всем режимным моментам, так во время образовательной деятельности овладевают умениями сравнивать, упорядочивать, классифицировать объекты на основе их существенных признаков (форма, размер, объем, масса, наполненность сосудов, целое-часть, от чего так происходит и др., пользоваться числом и цифрой.

Эти умения дают возможность увеличивать и уменьшать число на 1, 2, осуществлять приемы присчитывания и отсчитывания, освоить состав числа из двух меньших.

При утреннем приеме детей можно тренировать их в знании счета (сколько, определении какой день недели, какой он по счету, после какого дня стоит и какой следующий день недели, какой месяц, сколько времени…

При этом используются следующие формы работы:

- обучение в индивидуальном контакте;

- фронтальные задания;

- свободные беседы;

- самостоятельная деятельность в развивающей среде, которая предусмотрена во всех возрастных группах. Особым объектом развивающей среды становятся тетради с заданиями для самостоятельной деятельности детей. В тетради большинство заданий предполагает наклеивание ребенком заранее вырезанных карточек. Для раскрашивания предлагаются крупные изображения без мелких деталей. Раскрашивать можно красками, гуашью, карандашами или фломастерами;

- театрализация с математическим содержанием на этапе объяснения, закрепления, повторения.

Большинство методов и приемов обучения, используемых в образовательной деятельности, предполагают речевую активность как самого воспитателя, так и ответную активность детей. Соответствие речевой динамики возрастным особенностям является важным фактором комфортного самочувствия ребенка в образовательной деятельности и эффективности процесса обучения. Словарный запас воспитателя должен быть шире объема, который предусмотрен для воспроизведения детьми. В старшем возрасте необходимо использовать вопрос- рассуждение: «как ты думаешь?», «почему ты так думаешь?».

Занимательность в образовательной деятельности по формированию элементов математических представлений используется для отработки навыков требующих монотонных повторений. Но избыточность сюрпризных моментов, развлекательных приемов может привести к тому, что у детей не сформируется адекватный познавательный интерес к предмету, который должен стать впоследствии психологической мотивацией в учении, т. к. и в школе ребенок будет ждать этой внешней оболочки. Поэтому это должны быть игры с правилами. Эти игры служат развитию логического мышления, могут способствовать закреплению полученных знаний, обеспечивают постепенное совершенствование навыков произвольного контроля как поведения в целом, так и психических процессов внимания и памяти. Их можно и нужно использовать для закрепления знаний. Игры с правилами могут быть как подвижными, так и настольно- печатными.

Включение математического содержания необходимо в продуктивную деятетельность детей, так как внимание маленького ребенка сложно удерживать, оставаясь в рамках разговора, ему необходимо что-то делать (это может быть лепка, аппликация, рисование, конструирование на математические темы). В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.

Реализация интеграции математического содержания прекрасно обеспечивается в ежедневной жизни дошкольников при помощи присутствия игровых моментов во всей их деятельности, так в образовательном процессе можно использовать такие игры, как «Назови число», «Назови правильно цифры», «Узнай знак», «Слуховой диктант», «Части суток», «Посчитай и обозначь цифрой», «Дни недели», «Короче-длиннее»,»Какие примеры решила мышка», «Бывает не бывает», «Это правда или нет»; занимательные задачи, загадки, задачи на сообразительность.

В совместной деятельности : дидактические игры «Когда это бывает», «Назовите пропущенное слово (обедаем мы утром или днем, «Назовите соседей (утра, дня, вечера, ночи, «Когда кто спит», «Помогите Винни-Пуху попасть в гости», «Времена года», «К зиме в гости», «Что перепутал художник», «Что лишнее (осень, лето, суббота, зима, «Овощи- фрукты», «Скатерть-самобранка», загадывание загадок.

Во время прогулок или при проведении подвижных игр: «День и ночь», «Третий лишний», «Вчера,сегодня, завтра»,»Лови, бросай, дни недели называй», «Мы веселые ребята», «Найди и промолчи», «перелет птиц», «Ловишки», «Ловишки парами», «Ловишки перебежками», «Два мороза», «Метко в цель», «Совушка», «Охотники и зайцы», «Считай по порядку»,и др.

А также во время бесед по произведениям о частях суток, днях недели, временах года (стихи, сказки, рассказы, пословицы о временах года, во время игры –детское домино «Сложение», «Сложи узор», «Веселая логика», «Мои первые часы», «Мои первые цифры»,»Цветные счетные палочки» (Кюизенера, «Посчитайка»,»Геометрикс», «Скоро в школу»

В организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте особое внимание педагога должно быть направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки. Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения. Программа «Детство» ставит задачу перед педагогами:

-обеспечить детям высокий уровень подготовки к школе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание познавательной математической деятельности
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 11:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание познавательной математической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Петухова (УИ 196061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД