Лучший педагог года

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»

Ольга Тусаева
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»

Старший воспитатель Тусаева О. В. ,

МБДОУ ЦРР-детский сад №332 г. о. Самара

Цель (цели): развитие музыкальности детей,

способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи, ведущие к реализации цели:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Задачи для каждой возрастной группы:

Публикация «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области „Музыка“» размещена в разделах

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Слушание

• Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

• Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.

• Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение

• Вызывать активность детей при подпевании и пении.

• Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).

• Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

• Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

• Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).

• Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

• Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Средняя группа (от4 до 5 лет)

Слушание

• Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).

• Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

• Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).

• Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

• Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение

• Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).

• Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

• Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

• Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

• Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»).

• Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения

• Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

• Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

• Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.

• Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

• Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).

• Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Игра на детских музыкальных инструментах

• Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старшая группа (от5-до 6 лет)

Слушание

• Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

• Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами.

• Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).

• Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

• Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение

• Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

• Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.

• Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера.

• Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество

• Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения

• Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять npocTeniririe перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

• Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

• Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

• Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.

Развитие танцевально-игрового творчества

• Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

• Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

• Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах

• Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

• Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Слушание

• Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.

• Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и бал-леро, художник и др.).

• Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты—терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт, творчеством композиторов и музыкантов.

• Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Пение

• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию,

• Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

• Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

• Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).

• Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).

• Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т. п.).

• Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

• Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.

• Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

• Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

• Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.

Принципы:

Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития.

Принцип тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей.

Принцип интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

Принцип от простого к сложному.

Принцип максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции речевых нарушений.

Основные направления образовательной работы с детьми формы организации образовательной деятельности средства, методы и приемы работы с детьми

в процессе организации различных видов детской деятельности в ходе режимных моментов

• развитие музыкально- художественной деятельности;

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.

Музыкально-дидактическая игра.

Беседа (интегративного характера,

элементарного музыковедческого содержания).

Интегративная деятельность

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение.

Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка

Двигательный, пластический, танцевальный этюд.

Танец. Творческое задание (импровизация «Прощайте птицы» через движения)

Концерт-импровизация. Музыкальная подвижная игра.

Интегративная деятельность.

Пропевание попевок при выполнении культурно-гигиенических навыков, в сюжетно-ролевых играх.

Концерт-импровизация

(на прогулке)

Музыкальный центр, мультимедийное установка, компактдиски, художественная литература, атрибуты, костюмы, игровые пособия.

Игры, упражнения, слушание музыки, беседы, художественное слово, демонстрация репродукций художников, рассказы детей.

• Приобщение к музыкальному искусству

Драматизация, театрализованные игры, музыкально-литературные гостиные, викторины, праздники и развлечения.

Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов (утренний прием, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подготовка ко сну,

НОД вне музыкального зала

Аудиозаписи, видеодиски, беседы, художественное слово

• Взаимодействие с семьями детей по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Музыкальная гостиная» для родителей,

Круглый стол.

Консультация, беседа.

КВН, участие в праздниках и развлечениях.

Рекомендация по использовании музыки в утренние часы, при подготовки ко сну.

Рекомендация по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала.

посетить филармонию «Дети и музыка». Экскурсия в осенний парк.

Обсуждение и изготовление праздничных костюмов

Рекомендация прослушать классическую музыку, папки передвижки, выставки, родительский уголок, фотоотчет.

Возможные пути интеграции различных образовательных областей:

Примерные виды интеграции области «Музыка»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Физическая культура» (развитие основных движений и физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально-ритмической деятельностью).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки).

«Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства).

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства)

«Физическая культура», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения двигательной и продуктивной деятельности).

«Чтение художественной литературы» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений).

«Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки)

Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. Парциальные программы:

Буренина «Ритмическая мозайка», с комплектом музыкальных дисков

О. П. Радынова «Музыкальные шедевры», с комплектом музыкальных дисков.

3. Костина Э. П. Теория и практика педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей старшего дошкольного возраста

Перечень музыкальных произведений для организации непосредственно образовательной деятельности

Тема неделя: «Моя любимая игрушка»

Репертуар/Возрастная группа 2 мл группа Ср группа Ст группа Подготовительная к школе группа

I. Вводная часть «Лошадка.»

В. Витлин

«Зайчик» Е. Тиличеева. «Праздничная». Т. Попатенко.

(карнавал игрушек)

Кто как идет Г. Левкодимов

(изображение разных игрушек) Оловянные солдатики» П. Чайковский,

Марш лунатиков.

Р. Паулс.

II. Слушание «Мишка» Г. Фрид.

«Плачет котик». М. Парцхаладзе «Весело и грустно.»

Л. Бетховен

«Игра в лошадки».

П. Чайковский «Королевский марш льва»К. Сен-Санс.

«Парень с гармошкой.»

С. Свиридов

Танец.

А. Гричанинов

«Музыкальная шкатулка»

С. Майкопар.

«Марш зайчат» А. Жилинский.

«Колыбельная» А. Гричанинов «Кукла.»

П. Чайковский,

«Сорока», «Петушок», «Зайчик» А. Лядов.

«Зайчик дразнит медвежонка».

Д. Кабалевский.

«Музыкальная табакерка». А. Лядов.

III. Пение «Паровоз»

.А. Филипенко

«Машина» Т. Попатенко «Мы садимся в самолет»

А. Филиппенко

«Голубой автобус». А. Филиппенко «С днем рождения» Ю. Слонов.

«К нам гости пришли»

А. Александров.

«Колыбельная» А. Островский

«Барабанщик». Р. Хейф. «Доброта»

.Е. Гомонова.

«Детский сад»

А. Филиппенко

«Колыбельная» М. Качурбина.

«Тяв,тяв». В. Герчик.

«Песенка ежика». Е. Гомонова.

«Мишка с куклой пляшут полечку». М. Качурбина.

IV. Муз. -ритм. упр. /Танцы «Погремушки и бубны». А. Александров «Заводные солдатики».

Ф. Констана.

«Курицы и цыплята».

Л. Вишкарев. «Добрый зайчик». А. Гричанинов.

«Дудочка»

р. н. м.

«Поезд». А. Банникова

«Добрый зайчик» А. Гричанинов «Спортсмены и клоуны».Д. Кабалев-ский.

«Заводные игрушки». Р. Петерсона.

Серия упражнений «Танцевальная мозайка»

Танец «Зайки-трусишки и косолапый мишка» И. Грановская. Танец «Петушок ты к нам иди» Н. Бордюг.

«Полька с игрушками» .Танец.

«Зонтик мой расписной» .Л. Вихаревой.

«Ну-ка, зайка попляши»

А. Филиппенко.

«К детям елочка пришла». А. Филиппенко.

«Веселый танец игрушек»н. н. м. Танцы: «Веселые игрушки» лит. н. м.

«Матрешки». Ю. Слонов

«Чебурашки»

В. Шаинского,

«Полька «Олечка» Т. Ломова.

«Вальс кошки»

В. Золоторев.

V. Муз. -дидакт. игры «На чем играю» Р. Рустамова

«Тихо и громко» Е. Теличеева. «На чем играю». Р. Рустамова «Тише-громче в бубен бей». Е. Тиличеева

«Музыкальные молоточки».Е. Тиличеева. «Белка».

Н. Римсикий-Корсаков.

«Лесенка».Е. Тиличеева (выбери инструмент)

«Солнышко и тучка» Д. Кабалев-ский.

(характер музыки)

Итоговое мероприятие:

Развлечение: «День рождение игрушки», «Раз, два, три, четыре пять –вышел зайчик прогулять».

Праздник: «Волшебный мир игрушек», «Путешествие куклы Тани в детский сад», «Игрушка зайчишка в гостях у ребятишек»

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Выступление на семинаре с рабочей программой Слайд 1 Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию рабочую учебную программу по музыкальному воспитанию детей. Слайд 2 Начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»
Опубликовано: 29 марта 2013 в 22:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД