Получи документы

Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста

Наталья Турухина
Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Именно поэтому, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое значение отводится здоровьесберегающим технологиям, психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. А что же включает в себя понятие «психологическое здоровье

Публикация «Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья. И. В. Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной [3,с. 153].

Поступление ребенка в детский сад – это первое серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период преддошкольного детства. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Поэтому особенно важно в этот период позаботиться о психологическом здоровье участников образовательного процесса. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимы доверительные отношения родителей и педагогов. Родители, в свою очередь, тоже проходят адаптационный период : испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.

Они не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым нужно определить для себя позицию партнерства, взаимопонимания, доверия, установить субъектное взаимоотношение. И родителям, и воспитателям необходимо сформировать у детей положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Большое значение имеет и профессиональное мастерство воспитателей, создание атмосферы тепла, доброты, внимания. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Практика показывает, что дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению психологического здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.

Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья детей, педагогов и родителей мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Эта работа включает в себя следующие направления:

1. Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации.

2. Организация жизнедеятельности детей в период адаптации.

3. Контроль за состоянием психологического здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Для создания условий сохранения психологического здоровья всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов) мы условно разделили адаптационный период на несколько этапов :

I этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Задача этого этапа – успокоить, прежде всего, взрослых и

сформировать такие стереотипы в поведении родителей и ребенка, которые помогут им безболезненно приобщиться к новым условиям и правилам детского сада. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность

действий родителей и воспитателей. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Еще до поступления малыша в группу воспитатели устанавливают контакт с семьей. На этом этапе педагоги знакомятся с жилищными условиями семьи, составляют паспорт семьи, проводят анкетирование родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение». В детском саду проводится «День открытых дверей», где родители знакомятся с сотрудниками ДОУ, с условиями детского сада.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Приглашаем родителей на беседы с целью составления индивидуального адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду (гибкий график приема ребенка в группу, определенное количество времени пребывания в группе вместе с мамой, прогулка совместно со сверстниками, сон). Таким образом, осуществляем индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом пожеланий родителей. Особое значение на данном этапе придаем подготовке ребенка к детскому саду в домашних условиях. Рекомендуем делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Обращаем внимание родителей на формирование навыков самостоятельности малыша. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным; умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний и положительно скажется на его психологическом здоровье. С этой целью разработали ряд рекомендаций для родителей «Режим дня дома и в детском саду», «Полезные и вредные привычки малыша», «Правильно питаемся», «Растем здоровыми», «Играем вместе».

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и установить с воспитателем доброжелательные отношения. Партнерство родителей и педагогов, единое понимание целей и задач воспитания, помощь, уважение и доверие – необходимое условие сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, и непосредственно общаясь с ним, может найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты. На этом этапе мы проводим тестирование «Родители глазами ребенка», круглый стол «Первые дни ребенка в детском саду», консультации «Вы спрашиваете – мы отвечаем».

Особое значение придаем игровой деятельности. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. В своей работе воспитатели используют игры "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки, "Солнечные зайчики" и др. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук", «Этот пальчик…» и др.

Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим

разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

С удовольствием воспитатели используют физические упражнения и игры, предлагают малышам каталки, машинки, мячи. Игровая деятельность благотворно действует на малышей, снимает психоэмоциональную напряженность, сохраняет их психологическое здоровье.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенку комфортно в детском саду, у него нет чувства тревоги и обостренного желания быть с мамой. В этот период адаптации важно сохранить психологическое здоровье ребенка : необходима эмоционально благоприятная атмосфера в группе, положительная установка на общение со взрослыми, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей в создании атмосферы тепла, уюта и доброжелательности в группе. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, воспитатели нашего детского сада "одомашнивают" группу: оформляют "семейный" альбом с фотографиями детей и их родителей, организуют уголок домашних игрушек. Малыши в любой момент могут увидеть своих близких и поиграть своими домашними игрушками. В группах для детей раннего возраста создается и особая предметно-развивающая среда. Все игрушки и пособия подобраны по возрасту детей, развивают сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение, речь. Организация предметно-развивающей среды включает в себя: центр развивающих игр (дидактический стол, книжный уголок, игровые двигательные модули, уголок ряженья с элементами различных видов театра, центр «Песок-вода», зону двигательной активности, уголок изобразительной деятельности, игровую «Жилая комната».

Правильно организованное пространство в нашем детском саду и пошаговая, системная работа по адаптации детей раннего возраста позволяет педагогам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе, тем самым сохранить психологическое здоровье взрослых и малышей.

Литература:

1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998 .

2. Галиузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. «Владос», 2007.

3. Дубровина И. В. «Психическое здоровье детей и подростков». М. : Академия, 2000 .

4. Мальцева И. В. Раннее развитие. Лучшие методики и игры. «Азбука», 2008.

5. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. М. : Речь, 2010.

6. Югова О. В. Игры с малышами. Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста. СПб: ЦДК проф. Л. Б. Горяевой, 2009.

7. Юраш А. Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества. Психологическая газета № 10 1997.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 21 октября 2012 в 18:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сохранение психологического здоровья всеми участниками педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Турухина (УИ 21109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД