Татьяна Воробьева
Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
Т. В. Воробьева, педагог-психолог БСУВУ ВО "Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"
Общеизвестно, что задача педагогической деятельности - полноценно подготовить детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. Как готовит педагог ребёнка к жизни? Передает ему опыт поколений. И в этой деятельности личность самого педагога играет не последнюю роль. Ведь недаром народная мудрость гласит «Слово – кролик, пример – великан». Только благополучный, успешный, духовный, коммуникабельный человек сможет сформировать в ребёнке необходимые нравственные, патриотические чувства. Очень важно помочь педагогам освободиться от страхов, неуверенности, неверия, повышенной требовательности к себе и детям, нереальных ожиданий, чтобы в свою очередь они помогли раскрыть детям жизненный ресурс. Очень важно заботиться об укреплении жизненной энергии педагогов, возможности творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.
Публикация «Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Исходя из приведённых утверждений следует, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы, решающий фактор в создании оптимальных условий воспитания и обучения детей. Наглядно можно представить это в следующей схеме:
Здоровье педагога
Эффективность профессиональной деятельности педагога
Здоровье обучающихся
Именно следуя данной логике в поиске успешных моделей организации реабилитационного пространства мы пришли к пониманию, что в центре должны быть две ключевые фигуры: Ребёнок и Наставник. Заботясь о Наставнике мы проявляем заботу о Ребёнке, мы создаём оптимальные условия для его реабилитации и развития. Так в 2005 году родилась Концепция поддержки и сопровождения сотрудников учреждения.
Как построена система комплексного сопровождения и поддержки сотрудников? Она основывается на комплексном подходе к понятию здоровья и факторов, влияющих на его состояние. По определению всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому, в рамках системы реализуется комплексный подход в реализации поддержки и сопровождения сотрудников учреждения : проявление заботы о психологическом климате, социальном комфорте, профессиональной уверенности и стабильности. Концепция представлена тремя основными направлениями :
профессиональное направление;
медицинское направление;
социально-психологическое направление.
Продумано содержание каждого направления, выделены ответственные и составлена программа действий, которая уточняется ежегодно при планировании деятельности учреждения, исходя из имеющихся ресурсов и инициативы сотрудников.
Система реализуется на трё х уровнях:
массовый;
групповой;
индивидуальный.
Индивидуальный уровень предполагает разработку индивидуальной траектории профессионально развития каждого сотрудника, его поддержку, консультирование. На групповом уровне ведё тся работа в службах: формирование команды, создание комфортного психологического климата, развитие командных традиций, создание профессионального сообщества и профессиональная поддержка. Массовый уровень: создание команды учреждения, реализация плана работы в рамках направлений концепции, создание системы научно-методического сопровождения.
Одним из ключевых подходов в реализации Концепции выделяется системно-деятельностный подход, который предполагает активное участие каждого сотрудника в заботе о своём здоровье и создании комфортной здоровьесберегающей среды в учреждении.
При распределении ответственности за организацию и обеспечение мероприятий Концепции большая роль отводится специалистам службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. При этом задача психологического сопровождения – создание условий для личностного роста и развития педагогов, оказание психологической помощи и поддержки в решении профессиональных задач. В работе педагога-психолога с сотрудниками выделяются четыре основные направления :
просвещение, с целью формирования профессиональной грамотности педагогической деятельности и психологической культуры по отношению к своему здоровью, осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности;
диагностика по определению круга профессиональных, личностных и межличностных проблем в коллективе;
коррекция и профилактика, реализация мероприятий по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем;
консультирование с целью формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и профессиональных проблем.
Просвещение сотрудников ведётся в рамках Школы роста в следующих основных областях :
психология асоциального подростка и основные методы его коррекции, развития и реабилитации;
феномен профессиональной деформации и возможности противостояния;
основы позитивного мышления и эффективной коммуникации;
профилактика эмоционального выгорания;
способы и методы снятия психоэмоционального напряжения;
особенности межличностных отношений в коллективе;
конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях.
Основными организационными формами просвещения и обучения являются: открытые лекции, семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги, самодиагностика сотрудников, беседы и консультации со специалистами, наглядная информация.
С целью качественной реализации диагностического направления разработан и опробован на практике основной психодиагностический пакет, который используется в системе Школьного мониторинга и персональном консультировании сотрудников.
Коррекционные и профилактические мероприятия реализуются на индивидуальном, групповом и массовом уровне. В работе с кадрами специалисты используют элементы таких методов, как арттерапия, игротерапия, позитивная психотерапия, релаксация, психо-гимнастические комплексы, использование рефлексии и др. Так же в учреждении приобретены и действуют компьютерные программы «Экватор», «Волна» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции, релакс-видео, трёхмерные музыкальные видеокомпозиции, которые позволяют погрузиться в волшебный мир природы, совершить поездки по Швейцарии, горным массивам Юты, с использованием стереоочков системы Пульфрич. С целью расширения организационных форм работы с педагогами сейчас идет оборудование реабилитационно-методического центра с тренажёрными комнатами и комнатой психологической разгрузки.
Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного педагога, так и от группы в целом.
Деятельность педагога-психолога по сохранению профессионального здоровья педагога - это важное направление работы образовательного учреждения. Ведь от того, в каком психоэмоциональном состоянии находится педагог, во многом зависит успех и результат его деятельности.