МААМ-картинки

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Татьяна Воробьева
Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Т. В. Воробьева, педагог-психолог БСУВУ ВО "Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"

Общеизвестно, что задача педагогической деятельности - полноценно подготовить детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. Как готовит педагог ребёнка к жизни? Передает ему опыт поколений. И в этой деятельности личность самого педагога играет не последнюю роль. Ведь недаром народная мудрость гласит «Слово – кролик, пример – великан». Только благополучный, успешный, духовный, коммуникабельный человек сможет сформировать в ребёнке необходимые нравственные, патриотические чувства. Очень важно помочь педагогам освободиться от страхов, неуверенности, неверия, повышенной требовательности к себе и детям, нереальных ожиданий, чтобы в свою очередь они помогли раскрыть детям жизненный ресурс. Очень важно заботиться об укреплении жизненной энергии педагогов, возможности творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Публикация «Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения» размещена в разделах

Исходя из приведённых утверждений следует, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы, решающий фактор в создании оптимальных условий воспитания и обучения детей. Наглядно можно представить это в следующей схеме:

Здоровье педагога

Эффективность профессиональной деятельности педагога

Здоровье обучающихся

Именно следуя данной логике в поиске успешных моделей организации реабилитационного пространства мы пришли к пониманию, что в центре должны быть две ключевые фигуры: Ребёнок и Наставник. Заботясь о Наставнике мы проявляем заботу о Ребёнке, мы создаём оптимальные условия для его реабилитации и развития. Так в 2005 году родилась Концепция поддержки и сопровождения сотрудников учреждения.

Как построена система комплексного сопровождения и поддержки сотрудников? Она основывается на комплексном подходе к понятию здоровья и факторов, влияющих на его состояние. По определению всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому, в рамках системы реализуется комплексный подход в реализации поддержки и сопровождения сотрудников учреждения : проявление заботы о психологическом климате, социальном комфорте, профессиональной уверенности и стабильности. Концепция представлена тремя основными направлениями :

профессиональное направление;

медицинское направление;

социально-психологическое направление.

Продумано содержание каждого направления, выделены ответственные и составлена программа действий, которая уточняется ежегодно при планировании деятельности учреждения, исходя из имеющихся ресурсов и инициативы сотрудников.

Система реализуется на трё х уровнях:

массовый;

групповой;

индивидуальный.

Индивидуальный уровень предполагает разработку индивидуальной траектории профессионально развития каждого сотрудника, его поддержку, консультирование. На групповом уровне ведё тся работа в службах: формирование команды, создание комфортного психологического климата, развитие командных традиций, создание профессионального сообщества и профессиональная поддержка. Массовый уровень: создание команды учреждения, реализация плана работы в рамках направлений концепции, создание системы научно-методического сопровождения.

Одним из ключевых подходов в реализации Концепции выделяется системно-деятельностный подход, который предполагает активное участие каждого сотрудника в заботе о своём здоровье и создании комфортной здоровьесберегающей среды в учреждении.

При распределении ответственности за организацию и обеспечение мероприятий Концепции большая роль отводится специалистам службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. При этом задача психологического сопровождения – создание условий для личностного роста и развития педагогов, оказание психологической помощи и поддержки в решении профессиональных задач. В работе педагога-психолога с сотрудниками выделяются четыре основные направления :

просвещение, с целью формирования профессиональной грамотности педагогической деятельности и психологической культуры по отношению к своему здоровью, осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности;

диагностика по определению круга профессиональных, личностных и межличностных проблем в коллективе;

коррекция и профилактика, реализация мероприятий по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем;

консультирование с целью формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и профессиональных проблем.

Просвещение сотрудников ведётся в рамках Школы роста в следующих основных областях :

психология асоциального подростка и основные методы его коррекции, развития и реабилитации;

феномен профессиональной деформации и возможности противостояния;

основы позитивного мышления и эффективной коммуникации;

профилактика эмоционального выгорания;

способы и методы снятия психоэмоционального напряжения;

особенности межличностных отношений в коллективе;

конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях.

Основными организационными формами просвещения и обучения являются: открытые лекции, семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги, самодиагностика сотрудников, беседы и консультации со специалистами, наглядная информация.

С целью качественной реализации диагностического направления разработан и опробован на практике основной психодиагностический пакет, который используется в системе Школьного мониторинга и персональном консультировании сотрудников.

Коррекционные и профилактические мероприятия реализуются на индивидуальном, групповом и массовом уровне. В работе с кадрами специалисты используют элементы таких методов, как арттерапия, игротерапия, позитивная психотерапия, релаксация, психо-гимнастические комплексы, использование рефлексии и др. Так же в учреждении приобретены и действуют компьютерные программы «Экватор», «Волна» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции, релакс-видео, трёхмерные музыкальные видеокомпозиции, которые позволяют погрузиться в волшебный мир природы, совершить поездки по Швейцарии, горным массивам Юты, с использованием стереоочков системы Пульфрич. С целью расширения организационных форм работы с педагогами сейчас идет оборудование реабилитационно-методического центра с тренажёрными комнатами и комнатой психологической разгрузки.

Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного педагога, так и от группы в целом.

Деятельность педагога-психолога по сохранению профессионального здоровья педагога - это важное направление работы образовательного учреждения. Ведь от того, в каком психоэмоциональном состоянии находится педагог, во многом зависит успех и результат его деятельности.

Публикации по теме:

Консультации: «Использование здоровьесберегающих техник на занятиях». Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению, формированию и.

Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Работа по формированию системы здоровьесберегающей среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 14:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воробьева (УИ 316536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД