Слизова Кристина
Сопровождение семей социального риска
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «СЕМЬ-Я»НА БАЗЕ МБДОУ
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
Публикация «Сопровождение семей социального риска» размещена в разделах
нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров.
Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость и актуальность организации для них детско-родительской гостиной «Семь – Я» на базе МДОУ.
Самое сложное в этой работе – установление первого контакта, так как семьи «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказываются общаться.
Дети из таких семей «группы риска» часто не умеют общаться, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, они часто конфликтуют со своими сверстниками.
Задачами работы педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической поддержки ребенку и его семье являются:
Создание благоприятных социально-психологических условий для развития ребенка.
Активизация внутреннего потенциала участников образовательного процесса, которыми являются: дети, родители и педагоги.
Диагностика и мониторинг хода развития ребенка.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: не поучать, а приглашать к сотрудничеству;находиться в партнерской позиции с родителями;показать родителям свое положительное отношение к их ребенку; вести конструктивный диалог с родителями.
Направления работы детско-родительской гостиной:
диагностическое;
коррекционное;
развивающее.
Диагностическое направление предусматривает выявление семей группы риска (неполные семьи, матери – одиночки, многодетные, опекаемые, асоциальные, изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания детей. Коррекционное направление предусматривает привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
В работе с семьями в рамках детско-родительской гостиной используются следующие формы работы: Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, беседы, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, уроки для родителей, лекции, пользуются успехом родительские посиделки, где родители в непринужденной обстановке могут поделиться своим опытом воспитания детей, обсудить методы семейного воспитания, получить ответ на заданный вопрос, проводятся индивидуальные консультации для родителей, оформление информационных листков, памяток на интересующие родителей темы, организация почтового ящика, через который родители могут в письме задать вопрос и получить на него ответ, написать отзыв о работе д/с, оставить свои пожелания.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: совместные занятия, акции, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования.
За период существования детско-родительской гостиной можно наблюдать: - Положительную динамику эмоционального и психического здоровья, коммуникативных умений и навыков детей коррекционно-развивающей группы;
- Положительную динамику компетентности родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
- Осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания;
- Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию;
- Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку;
-Углубление эмоциональной связи родителей с ребенком на уровне телесного опыта.
И так, основные отличительные черты "встреч с родителями" :
общение в режиме "партнеров" : на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны;
опора на все репрезентативные системы человека при подаче теоретического характера: широко используем не только информационные материалы на слух, но и наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и, конечно же, телесно - ориентированные упражнения (проживание, прочувствование помогает легче понять и освоить вопросы теоретического характера);
тренинги умений: родители получают практический опыт, учатся тому, чего не умели раньше.
Также можно использовать в сопровождении :
1. Психотехнические упражнения "Погружение" (Воспоминание о чем-то, что было в прошлом). Мы же используем динамичное погружение, когда участникам предлагается подвигаться и с помощью движений вернуться к каким-либо ощущениям и чувствам. Основная цель данного упражнения: введение в тему разговора, побуждение к обмену мнениями, к вербализации своих чувств, овладение навыками самоанализа.
2. Упражнение "Дискуссия по кругу" : коллективное обсуждение, размышление, ассоциации по обсуждаемой теме. Именно этот прием помогает определить имеющийся уровень знаний, представлений по обозначенной теме у участников встречи, достичь общего мнения по теме.
3. "Мини-лекция", направленная на уточнение, систематизацию, расширение знаний, имеющихся у родителей.
4. "Размышлялки" или "Решение проблемных ситуаций". Вместе с родителями размышляем, ищем выход из предложенных ситуаций, выбираем варианты ответов, угадываем по описанию, или заканчиваем рассказ. Цель приема: обогащение поведенческого репертуара родителей.
5."Телесно-ориентированные упражнения" позволяют "прожить", "прочувствовать" проблему для лучшего осознания и выработки новой стратегии поведения.
6. "Рефлексия", направленная на самопознание и самооценку помогает родителям реалистично оценить имеющиеся у них знания, умения и навыки, пережитые чувства, впечатления от встречи.
7. "Тренинги умений" развивают практические навыки и умения родителей (рисовать, лепить, фантазировать, которые помогут им в дальнейшем наладить контакт с детьми;
8. "Мини - тестирование" дает реалистичные представлений о себе, как личности и как родителя.
9. Прием " Информация о:" формирует реальные представления родителей об обсуждаемой теме. Это может быть: анализ анкетирования или интервью с родителями и детьми, "Детский взгляд" по обсуждаемой проблеме и т. п.
10. Конкурс "Ключик семейного счастья", который проводится в течение года и имеет свои этапы:
Очумелые ручки" - Выставка поделок, предметов рукоделия, самодеятельного творчества, изготовленных любым членом семьи
"Папа может все, что угодно" - музыкально - спортивное развлечение
"Мамы всякие важны" - конкурс "Миссис детского сада"
"Минута славы" - праздник семьи
12. Соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", которые проводятся как внутри ДОУ, так и в рамках городской программы "Любовь к спорту с детства", не только формируют привычку к здоровому образу жизни, но и сплачивают детей и родителей, создают круг общих увлечений, создают положительный эмоциональный настрой.
13. "Сладкий вечер" - совместные чаепития, праздники (мамин день, папин день, праздник дня рождения, где родители вместе с детьми готовят угощение, а потом пьют чай, проводят различные конкурсы;
14. «О семье в пословицах и поговорках» (вспомнить пословицы и поговорки вместе с родителями с помощью подсказок);
15. «Чаша пожеланий». Представьте, что эта чаша – душа ребенка. У каждого из вас есть сердечки – напишите черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся (кладут сердечки).
16. Упражнение «Презентация семьи». Сейчас каждая семейная пара представит любимое занятие своей семьи. Для этого нужно обсудить то, что вы любите делать, когда семья собирается вместе. Затем — нарисовать это вместе, на одном листе бумаги и рассказать об этом.
17. Упражнение «Комната смеха». Сейчас мы нашей дружной компанией отправимся в «Комнату смеха». Там стоят кривые зеркала, которые показывают очень смешные изображения. Дети купят билеты и станут посетителями, а родители — будут зеркалами, которые повторяют все движения. Побеждают зеркала, которые смешнее других повторят движения посетителей.
18. Упражнение «Тёмная комната». Только нашли родители детей — вдруг выключили свет. Дети не могут найти родителей. Стали искать на ощупь. Родители сидят в ряд. Детям поочерёдно завязывают глаза, предлагают среди сидящих найти своего родителя.
"Открытая обратная связь" может проходить:
а) в форме ответов родителей на вопросы: Что нового узнали? Что показалось вам самым интересным? Чему научились? Что будете делать теперь по-другому?
б) в форме аплодисментов (Если вам понравилось вы можете похлопать, если не понравилось - потопать ногами).
в) сигнальных карточек ( по типу светофора: зеленый -полезно, красный - бесполезно, желтый - не все, но что-то было полезным)
"Пожелания" ведущего даются в различных формах: слова от всего сердца стихотворение сказки легенды, афоризмы
"Памятки" предлагаются как напоминание: о чем был разговор.
Спасибо за внимание!