Подвижные игры как метод коррекции агрессивного поведения у детей «Группы риска»

Ольга Александровна Дмитриева
Подвижные игры как метод коррекции агрессивного поведения у детей «Группы риска»

Сейчас в наше очень активное и даже в какой- то степени агрессивное время, мы с вами забыли о значении игр и их положительное влияние на детскую психику. В игре дети познают мир, учатся взаимодействовать, жить в коллективе и конечно же корректировать свое поведение (но не без помощи взрослых).

Агрессия – это действие, направленные на разрушение, на причинение вреда или ущерба другому человеку. И такое проявление злости и обиды действительно неприемлемо в социуме.

Но дети не всегда это понимают. Абсолютное большинство детей, склонных к агрессивному поведению, научились ему у окружающих: родителей, родственников или других детей. Когда в семье принято кричать, оскорблять друг друга, применять физическую силу, ребенок все это принимает за нормальные, обычные способы общения и достижения целей, и сам начинает активно применять их в своей жизни. Кроме того, если дома преобладает силовой метод решения спорных вопросов, то ребенок просто не научится другим способам выхода из сложных ситуаций (уметь договориться, уступить, пойти на компромисс и т. д.). Ему кажется, что отобрать желаемую вещь, толкнуть, заставить другого человека подчиниться и тому подобные действия – это самый легкий способ достижения цели.

Из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Дети агрессивно ведут себя в группе среди своих сверстников таким образом обращают на себя внимание. Пытаются таким образом стать лидерами в своей группе.

Существует семь правил, почему ребенок агрессивен если:

1. это является нормой в его семье и ближайшем окружении,

2. не знает, как решать сложные ситуации мирными путями,

3. не умеет адекватно выражать свои отрицательные эмоции,

4. считает агрессивный способ выхода из ситуации самым легким и эффективным.

5. добиться власти над кем-либо, завоевать авторитет,

6. отомстить,

7. защитить себя или отстоять свои интересы.

Злость, гнев, агрессия – все это является защитными механизмами, которые помогают человеку выжить. Давайте на минуту представим человека, который никогда ни на что не злится и не проявляет агрессию. Такого можно безнаказанно оскорблять, отбирать у него вещи, ущемлять в правах и т. д. То есть агрессия нужна человеку, чтобы защищать и отстаивать свои интересы, и без нее очень сложно прожить в современном мире. Другой вопрос, что проявлять ее можно по-разному. Агрессия напрямую связана с такими эмоциями, как злость, зависть, обида. Именно переживание сложных негативных чувств часто толкает ребенка на агрессивное поведение. Поэтому ни в коем случае ребенку нельзя запрещать выражать свои отрицательные эмоции. Сами взрослые должны быть готовы сталкиваться с недовольством ребенка и уметь принимать его, когда оно справедливо, обоснованно и выражено адекватным образом.

Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от агрессивных форм поведения, нужно научить его выражать или выплескивать свои эмоции. Сдерживая свою агрессию, ребенок «загоняет» ее внутрь. В этом случае постепенно накапливаются отрицательные чувства, которые со временем будут способствовать возникновению стресса. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть все «накопившееся» из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор.

Внешне спокойный ребенок не станет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Такой ребенок может специально, исподтишка, сломать игрушку, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать всех своим резко меняющимся поведением. Пассивно-агрессивного ребенка нужно учить прямо заявлять о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. Ребенок который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это означает что работа идет в правильном направлении.

Ребенок, который выражается в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше. В такие минуты следует установить с ним зрительный контакт, спокойно посмотреть на ребенка и дать ему возможность выговориться. При этом попытаться выяснить причину агрессии и устранить ее в кратчайший срок. После этого надо рассказать малышу, как можно выразить подобные эмоции по-другому — в позитивной форме.

Чтобы добиться результатов, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

Другие способы выражения агрессии, — перенос чувств на неопасные объекты — в основном подходят для маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства. С такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такой способ особенно будет полезен для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но, в тоже время, недопустим для чрезмерно открытого ребенка.

Гораздо сложнее с детьми которые относятся к "Группе риска", ведь из-за речевых отклонений или поведенческих он становится аутсайдером в своей группе, дети посмеиваются и подтрунивают над ним, когда гнев накопился и ребенка переполняют отрицательные эмоции, тут и начинается взрыв агрессии ко всем окружающим.

С ребенком можно и нужно говорить о том, что такое агрессия и каковы ее разрушительные действия, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими эмоциями. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Агрессию хорошо снимают и физические упражнения и подвижные игры. Можно использовать такие игры :

(Но важно заранее оговорить правила игры.)

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС "МОЖНО”"

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть, издавая победные крики типа:

"А-а-а", "Ура!" и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

• Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

• После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т. д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т. д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

.

"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

Таких игр существует достаточно много можно так же придумать свои и сделать их удобными для своих детей и себя. Если каждый родитель научиться контролировать свой гнев и вспышки агрессии то и дети глядя на их модель поведения будут более лояльны к окружающим.

10 правил что делать с агрессией?

1Нельзя оскорблять и обзывать ребенка, даже если его поступок Вас огорчил.

2. Родители сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия именно у Вас.

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. (если ребенок начинает сдерживать себя, он может грызть губы, ногти или выламывать пальцы).

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы успокоится.

5. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Что если он будет драться, кусаться и отнимать игрушки у других с ним никто не будет дружить и он останется один.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме или в группе существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Научитесь хвалить, это позволяет чувствовать уверенность и защиту, похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

10. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии, игротерапии, музотерапии или изотерапии. Выберете подходящий для вас способ и когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности используйте его.

Чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Другая игра — «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Публикации по теме:

Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.

Из опыта работы с дошкольниками «Роль игры в коррекции поведения дошкольников». Видео Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было.

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Многие дети, поступающие в ДОУ, имеют различные трудности, связанные с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере,.

Консультация для родителей «Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения» У детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска» Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска». Автор-составитель:.

Опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается численность детской преступности и детей, склонных к агрессивным.

Педагогический тренинг «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей» Ведущий. Тема сегодняшнего педагогического тренинга – «Роль воспитателя ДОУ в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей»,.

Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения .

Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников Пояснительная записка Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания.

Автор публикации:
Подвижные игры как метод коррекции агрессивного поведения у детей «Группы риска»
Опубликовано: 21 января 2018 в 12:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Как рассказать ребенку сказку
Маленький ребёнок любит слушать сказки. Но намного интереснее не только прочитать сказку, но и показать иллюстрации к сказке. Сегодня есть возможность у...
Конспект конспект образовательной деятельности «Ярмарка народных промыслов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Семицветик» Конспект образовательной деятельности «Ярмарка народных...
«Птицы прилетели»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение,...
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в нашей группе!
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического...
Лучшая стенгазета
Милые мамы! От всего сердца поздравляем вас с праздником – Днем Матери. Мама – это самое дорогое и светлое, что есть на свете. Она всегда радуется успехам...