Оралова Елена
Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе изучение девиантного поведения главным образом связано с подростками, представляющими группу повышенного социального риска.
Подростковый период является переходным периодом от детства к взрослости. Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина он соотносится с хронологическим возрастом от 10 до 15 лет. Одной из существенных особенностей подросткового возраста является бурное физическое и половое развитие. В связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез, в организме возникают резкие перемены. Нарушение прежней слаженной деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования выступают основой общей неуравновешенности подростка, лабильности настроения от бурной активности к вялости и апатии.
Публикация «Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения» размещена в разделах
Психологическим симптомом, характеризующим подростковый возраст, является чувство взрослости. Согласно Д. Б. Эльконину, чувство взрослости относится к новообразованиям сознания, через которое подросток сравнивает себя с социальным окружением, находит образцы для усвоения поведения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
О своеобразной маргинальности подростка, о его положении между «миром детей» и «миром взрослых» говорил и К. Левин. Подросток уже не хочет принадлежать детской культуре, но и не может реализовать свое желание войти в сообщество взрослых, что приводит к возникновению состояния «когнитивного дисбаланса», неопределенности ориентиров, целей, планов в период смены «жизненных пространств».
Типичными формами поведенческих реакций в подростковом возрасте являются :
- реакция оппозиции выражается в активном протесте, причиной которого могут быть слишком высокие требования, которые предъявляются к подростку, недостаток внимания со стороны взрослых;
- реакция имитации – характеризуется стремлением подражать определенному образу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников;
- реакция гиперкомпенсации – проявляется в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб;
- реакция эмансипации - выражается в стремлении освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Она связана с борьбой подростков за самостоятельность, самоутверждение себя как личности. Реакция эмансипации может проявляться в частых уходах из дома;
- реакция группирования, основной предпосылкой которой является удовлетворение потребности в интимно-личностном общении. В среде подростков группы возникают и функционируют по своим законам, среди которых наибольшую опасность представляет «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно часто в группы объединяются наркоманы, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.
Данные формы поведенческих подростковых реакций возникают при взаимодействии с окружающей средой. Подходя к изучению подросткового возраста как к историческому образованию, Л. С. Выготский и П. П. Блонский считали, что его продолжительность и особенности протекания заметно варьируют в зависимости от социально-экономического уровня развития общества и от личностных особенностей самого подростка.
Таким образом, неустойчивость психической деятельности подростка может изменить его поведение как в сторону социально-позитивных влияний, так и в сторону социально-негативных.