Анна Терентьева
Игра как фактор развития диалога
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как фактор развития диалога
Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи». В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи, а многие методические пособия ориентируют педагогов на обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них.
Публикация «Игра как фактор развития диалога» размещена в разделах
Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос-ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение, выражение отношения к сообщению, побуждение (просьба, предложение, приказание, реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).
Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы.
Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:
умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения;
умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и. т. п. ;
умения придерживаться культуры диалога.
Наблюдения за нашими детьми показывают недостаточно высокий уровень развития вышеназванных диалогических умений. При наличии желания общаться имеются недостатки в использовании как инициативных, так и ответных реплик, причем наименее усвоенными являются именно ответные реплики. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях, но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников. Вот пример обмена репликами рисующих детей: «Смотри, смотри, Егор, у меня вместо машины лесенка получилась, такая, как для спортсменов, когда им медали дают». – Это у меня робот. У него пистолет. Он будет охранником». Конечно, дети слышат друг друга, обмениваются высказываниями, но тематически не связывают реплики между собой. Из-за выраженного стремления высказаться, поделиться своими мыслями, своей информацией практически никогда не соблюдалось такое правило, как поддерживание темы разговора, связывание своего высказывания с инициативной репликой собеседника, что является обязательным для истинного диалога, потому что степень сформированности диалога проявляется прежде всего в тематической взаимосвязи реплик.
Следовательно, в связи с этим особое внимание мы стали уделять работе по развитию умения использовать в общении реплики из других диалогических пар.
Кроме того, в качестве основных методов развития диалогической речи мы используем разговоры и беседы с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.
Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.
В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса: исследования педагогов доказали значимость игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей. Выдвигая перед ними содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи, необходимо использовать:
тексты литературных произведений для игр –инсценировок и режиссерских игр;
дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами;
дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалогов самими детьми.
Особую роль мы отводим художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Вот пример реплики из диалогической пары побуждение-реакция на побуждение:
- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
- Отчего не поскакать? Поскачу!
- Лапкой, зайка, постучи-постучи!
- Отчего не постучать? Постучу!
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.
- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.
А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. В них раскрывается тонкий юмор, и дети с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений.
Диалогическая пара :
Вопрос-ответ
- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Очень.
- Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
-А Петр что делает?
-Да на печи лежит.
Сообщение-реакция на сообщение
-Уж как сладки гусиные лапки!
- А ты едал?
-Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.
Побуждение-реакция на побуждение
- Егор-Егор, укажи свой двор!
- А вот мой двор, голубой забор.
-Тит, поди молотить.
-Брюхо болит.
-Тит, поди кисель есть.
-Где моя большая ложка?
Воспроизведение литературных диалогов не только помогает нашим детям осваивать формы диалогических реплик, но и приучает выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.
Не менее важным в дошкольной педагогике является использование таких игр, в которых дошкольники могут сами построить реплики. Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений используются для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.
Также наши воспитанники любят вести диалог по телефону, используя игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, бабушке. Обыгрывая ситуации, мы знакомим детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.
Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют нам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое суждение, свое мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.
Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:
1. формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);
2. отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод, что игра, действительно, является основным фактором развития диалога.