Светлана Симонова
Опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается численность детской преступности и детей, склонных к агрессивным формам поведения. Данная тенденция, выдвигает на первый план задачу изучения социально - педагогических условий, вызывающих эти опасные явления и организацию профилактики агрессивности. Несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Публикация «Опыт работы „Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проблеме детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике уделялось внимание многими отечественными и зарубежными авторами и нашло отражение в психолого-педагогических исследовательских работах Н. Д. Левитова, Т. Г. Румянцевой, К. Бютнера, Г. Паренса, А. А. Реана.
Проблема профилактики агрессивного поведения уже более века является предметом пристального внимания представителей медицинского, психологического и педагогического знания.
Исследование вопросов профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Актуальность разрешения данного противоречия обусловила проблему исследования: каковы особенности психологической профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования – изучение особенностей психологической профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психологической профилактики агрессивного поведения детей cтаршего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что специально разработанная программа психологической профилактики агрессивного поведения детей является эффективным средством снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической профилактики агрессивного поведения детей cтаршего дошкольного возраста;
2) подобрать психодиагностические методики для диагностики уровня агрессивного поведения детей cтаршего дошкольного возраста;
3) провести практическое экспериментальное исследование уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать программу психологической профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и провести анализ ее эффективности.
Методы исследования: для решения поставленных задач и доказательства гипотезы, нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Методики:
1. Анкета критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
2. Проективная методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М. З.)
3. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой)
Практическая значимость состоит в том, что на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 2 комбинированного вида, была разработана и апробирована психологическая программа, содействующая снижению и профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования показал, что учеными педагогами и психологами, предлагаются различные подходы к понятию детская агрессивность.
Принято считать, что агрессия заложена в человека самой природой, как один из аспектов выживания. С момента рождения и до самой старости людям свойственна реактивная агрессия – при угрозе или опасности для жизни, свободе или своему имуществу. При зависти, ревности или мести - чувствах, которые присущи любому человеку, независимо от пола и возраста. Все мы в той или иной степени боремся за жизнь в любой период ее период. Выяснить, кто сильнее, быстрее, ловчее, пытаются и мальчики и девочки, как только начинают общаться со сверстниками. Испокон веков между мужчинами существовали различные состязания или поединки. В первом случае помогала так называемая игровая агрессия. Она не носит деструктивный характер и использовалась для демонстрации умения и ловкости, без ненависти и разрушения. Именно этот тип агрессии постоянно демонстрируют дети, начиная с детсадовского возраста. Причем, независимо от пола. Нельзя не согласиться с мнением ученых, что игровая агрессия ребенка явление столь же нормальное, сколь распространенное. Готовность к соперничеству и упорство в повседневной борьбе – качества не самые плохие, особенно для мальчика. Все же остальные виды агрессии суть явление негативное, и, зачастую, в зависимости от характера ребенка, могут принимать расширенные, и даже гипертрофированные формы.
Виды детской агрессии :
Прямая агрессия.
Физическая агрессия.
Вербальная агрессия.
Аутоагрессия.
В психологии под понятием «агрессия» понимают - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивное состояние может быть вызвано рядом факторов, ключевыми среди которых выступают:
Психологическая защита малыша от личных страхов, детских травм;
Отрицание излишней материнской опеки и отстаивание собственной независимости;
Подавление таких чувств как ревность и обида на родителей и окружающих;
Протест при авторитарном стиле воспитания;
Реакция на злость и насилие в семье;
Последствия влияния просмотра агрессивных сюжетов на ТВ, и вследствие чрезмерной увлеченности жестокими компьютерными играми.
Однако замечено, что детская агрессивность иногда выступает как возрастная особенность в промежутке между 3 и 4 годами. Но в данном случае она трансформируется в сопротивление, является своеобразной формой отрицания влияния родителей и их всеобъемлющей опеке, которая тормозит переживание малышом кризисного периода.
Когда агрессия становится недостаточно мотивированной, то тогда нужно задуматься или правильно развиты эмоции у крохи. Ведь агрессивность ребенка в старшем дошкольном возрасте может превратиться в привычку. Дети, которые подрастая не сумеют усмирять свою агрессивность ко всем с помощью устной речи, в большинстве своем превращаются в драчунов.
На приступы агрессии следует реагировать и поскорее их пресекать, даже если агрессивные действия чада выглядят «нормальными». Меры по предотвращению агрессии необходимы для того чтобы показать малышу, что он неправильно поступает и есть другие способы для выражения эмоций.
Повышенная агрессивность может исходить из психологической сферы, например, взаимоотношений в семье, а также из медицинских аспектов.
Агрессия детей старшего дошкольного возраста – это очень сложное явление, обусловленное различными причинами и факторами. Профилактическая работа в семье, в условиях дошкольного учреждения, является крайне важной задачей, требующей комплексного подхода.
Деятельность педагога – психолога является крайне важной в современном дошкольном образовательном учреждении. Современные тенденции жестокости, насилия в жизни, семье, на экране отрицательно воздействуют на неокрепшую психику ребенка. Дети, своим поведением и поступками копирующие взрослых, часто проявляют бессердечие по отношению к окружающим. Психологи и педагоги определяют понятие «детская агрессивность» как моральное качество личности, проявляющееся в жестокости к людям и допускающее физическое насилие над ними. Она может появляться в самом раннем возрасте как неосознанное явление. Если, например, маленький исследователь оторвал мухе крылья и наблюдает за ее движениями, то это свидетельствует лишь об интересе к окружающему миру, а никак не о сформировавшемся агрессивном поведении. Существуют и другие причины детской агрессивности. В силу того, что маленькому ребенку свойственно повторять все, что делают взрослые, поступки малыша отображают агрессию родителей по отношению друг к другу, к коллегам, старшим родственникам. Услышав злобные слова или увидев, как отец поднимает руку на мать, сын или дочь так же действуют со своими игрушками или домашними животными. Такая систематически повторяющаяся ситуация в семье может спровоцировать появление устойчивой формы агрессивности у подростка в будущем.
Проблема детской агрессивности не существует в семьях, где отношения построены на любви, взаимоуважении и доброте. Когда взрослые уделяют много времени общению с малышом, с удовольствием отвечают на его вопросы, показывают пример доброжелательного отношения к людям, вряд ли у ребенка появится желание вести себя жестоко. Медики утверждают, что такое явление как жестокость может появиться вследствие психических патологий. Избавиться от деструктивных проявлений агрессии в этом случае поможет лишь специалист. Замечено, что дети с дефицитом внимания, живущие в неблагополучных семьях или в приютах, чаще подвержены агрессивному влиянию старших товарищей и каждое проявление жестокости только подтверждает, что они делают правильно, избивая сверстников или младших детей, издеваясь или насмехаясь над ними. Ребенок, лишенный родительской любви и ласки, вырастает этаким «зверенышем», который и не подозревает, что в жизни можно вести себя иначе.
Основная профилактика детской агрессивности – внимание к ребенку, любовь и желание помочь ему стать успешным. При этом желательно оградить малыша или минимизировать влияние на него телевизионных передач, фильмов, компьютерных игр, которые рассказывают о бесчеловечных поступках, где присутствует насилие, убийство, бездушие. Лучший способ избежать формирования такой черты как жестокость – любить ребенка и доказывать собственным примером: все проблемы можно решить мирно, без агрессии.
Педагогическими условиями профилактики детской агрессивности и жестокости являются:
1. Профилактическая работа с детьми, направленная на развитие у них социальных чувств, сопереживания, толерантности, умения встать на позицию другого человека и включение в педагогический процесс специальных игр и упражнений. Данная работа может быть организована по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом ребенку проявляющему агрессивность, следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т. е. развивать эмпатию, толерантность, доброту. Работа с ребёнком, проявляющим агрессивность, будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только педагоги, но и, самое главное, - родители.
2. Психологическая помощь семье, где установлены факты агрессии в поведении ребенка, должны быть основаны на комплексном подходе. В первую очередь необходимо установить причины появления детской жестокости и агрессивности. Профилактическую работу в семье нужно начинать с проявления уважения к своему ребенку, поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив, избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в детстве, ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности.
Ребенок ждет от взрослых нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.
Мной было проведено экспериментальное исследование агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
База исследования - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 комбинированного вида с. Красногвардейское Ставропольского края.
Испытуемые – дети подготовительной группы Детский сад № 2 (6 – 7 лет).
Количество испытуемых – 20 человек (10 детей экспериментальная, 10 детей контрольная группа).
Исследование включало три этапа:
Констатирующий этап.
Формирующий этап.
Контрольный этап.
В исследовании на констатирующем и контрольном этапе были использованы следующие методики:
1. Анкета критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
2. Проективная методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М. З.)
3. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой)
Констатирующий этап экспериментального исследования показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста агрессивное поведение находится на среднем и высоком уровне. Количество детей с низким уровнем агрессии незначительное.
Так, согласно результатам анкетирования по методике Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. высокий уровень агрессии выявлен у шести (60 %) детей, средний уровень – у четырех (40 %) испытуемых, низкого уровня агрессии установлено не было ни у одного испытуемого.
Согласно результатам анкетирования по методике Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. высокий уровень агрессии выявлен у троих (30 %) детей, средний уровень – у семерых (70 %) испытуемых.
Проведение методики «Несуществующее животное» показало, что у семи (70%) испытуемых был выявлен высокий уровень агрессии. У двоих (20 %) дошкольников был выявлен средний уровень агрессии, повышенный уровень агрессии выявлен у одного ребенка (10%). При обработке результатов, во внимание принималось пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей свойственно крупное изображение, сильное, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д., изображение двоих животных - один нападает, другой убегает. На рисунках детей со средним и слабым уровнем агрессивности нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.
По результатам методики «Несуществующее животное» - высокий уровень агрессии был установлен у пяти (50 %) испытуемых, cредний у троих испытуемых (30 %, повышенный у двоих (20 %) детей.
Проведение графической методики «Кактус» М. А. Панфиловой было направлено на оценку направленности и интенсивности выраженности агрессивности. При обработке результатов исследования учитывались показатели, специфичные для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество). Для рисунков детей, у которых выявлен высокий уровень агрессивности характерно наличие иголок: сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки
Результаты проведения данной методики на констатирующем этапе в контрольной группе показали, что у троих (30%) испытуемых, в рисунках которых преобладали иголки, символизирующие степень агрессивности наблюдался высокий уровень агрессии. У четверых испытуемых (40 %) детей был выявлен средний уровень агрессии, у троих детей (30%) установлен повышенный уровень агрессивности. Кроме того, наблюдалось проявление эгоцентризма, демонстративности, тревоги.
Таким образом, результаты первичной диагностики агрессии детей дошкольного возраста показали, что у большинства детей выявлен высокий и средний уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности - дети отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не послушны, пристают к более слабым детям. Слабый уровень агрессивности – дети организованны, послушны, дисциплинированны. Диагностика детей с повышенным высоким уровнем агрессии, показала что данным детям присуще такое поведение : враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. По результатам констатирующего этапа эксперимента, выявлено, что из 20 детей в особом внимании нуждаются двое детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.
Для того, чтобы снизить уровень агрессии необходимо выработать у ребенка умение открыто проявлять свои чувства, переживания, показывать им способы, как общаться друг с другом, научить искать выход из разных негативных эмоциональных состояний.
Для снижения и профилактики уровня агрессии у детей дошкольного возраста, нами была разработана и апробирована программа, состоящая из серии занятий, направленных на профилактику агрессивного состояния детей дошкольного возраста.
Актуальность программы по профилактике агрессивности заключается в способности ребёнка справляться со своей агрессией, что определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств, поскольку агрессивность, как в форме настойчивости, упрямства, так и в форме враждебности и ненависти влияет на эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности ребёнка, на психическое здоровье.
Цель программы: создание условий, способствующих профилактике, ослаблению и устранению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы, формирование позитивных качеств личности.
2. Развитие произвольности, саморегуляции в поведении детей.
3. Формирование навыков взаимодействия с окружающими ребёнка людьми.
4. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
Программа по профилактике агрессивного состояния включает в себя четыре раздела:
1. Развитие эмоциональной сферы, формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доверие к людям, доброта и т. д.).
2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Поскольку поведение агрессивных детей является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребёнка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед взрослыми. Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. В коррекционной программе при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева предполагается учить их прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приёмов.
3. Обучение детей приёмам саморегуляции, самообладанию, умению владеть собой в различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей рекомендуется проводить любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребёнком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребёнку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
4. Отработка навыков общения. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Поэтому важно научить детей бесконфликтному взаимодействию, умению сотрудничать, находить конструктивный способ выхода из создавшийся конфликтной ситуации.
Методы коррекции:
Игры и упражнения
Сказкотерапия
Арттерапия
Релаксация
Психогимнастика
Беседа
Рефлексия
Объём программы рассчитан на 10 занятий при частоте встреч – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут. Оптимальное число участников группы – 4-6 детей, возраст – 6 – 7 лет.
Всего было проведено 10 занятий, после которых я провела повторную диагностику уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста по четырем методикам.
Контрольный этап экспериментального исследования показал, что уровень агрессии в экспериментальной группе у испытуемых значительно снизился, а в контрольной остался практически на прежнем уровне.
Так, согласно результатам анкетирования по методике Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. в контрольной группе высокий уровень агрессии выявлен у троих (30 %) детей, средний уровень – у семерых (70 %) испытуемых, низкого уровня агрессии установлено не было ни у одного испытуемого.
Рассмотрим результаты, полученные в процессе исследования по методике «Критерии агрессивности. Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М.» в экспериментальной группе. Так, согласно результатам анкетирования по методике Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. низкий уровень агрессии выявлен у пяти (50 %) детей, средний уровень агрессии – у пяти (50 %) испытуемых. Дети стали гораздо спокойнее и собраннее.
Рассмотрим результаты по методике «Несуществующее животное» в экспериментальной группе. На рисунках детей отсутствуют животные с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Слабый уровень агрессии установлен у шестерых (60%) испытуемых, cредний уровень агрессии у четверых (40%) детей.
Результаты проведения графической методики «Кактус» на контрольном этапе экспериментального исследования показали, что, высокий уровень у четверых (40 %) детей, повышенный уровень агрессии у одного (10%) испытуемого, средний у пятерых (50 %) детей.
Рассмотрим результаты экспериментальной группы, после проведенных занятий. В рисунках детей экспериментальной группы отсутствовали иголки, указывающие на агрессивное поведение и преобладали домашние кактусы ярких цветов, в горшке или в помещении, символизирующие ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите, эмоциональный подъем. Итак, низкий уровень агрессии установлен у шестерых (60 %) испытуемых, cредний уровень установлен у четверых (40 %) испытуемых.
По результатам методики «Опросник агрессивность. Ребенок глазами взрослого» на контрольном этапе экспериментального исследования можно сделать вывод что, очень высокий уровень агрессии у одного (10 %) испытуемого, высокий уровень у пятерых (50 %) детей, средний у четверых (40%) детей.
Большинство учащихся контрольной группы (40%) обладают высоким уровнем агрессивности, второе место занимает средний уровень агрессивности (60%). По сравнению с результатами первичной диагностики, группа повысила свой общий уровень на 10%. Но, судя по общему результату, перемены незначительны.
Что касается экспериментальной группы, то здесь налицо положительная динамика в процессе снижения уровня агрессивного поведения. Средний процент у данной группы составляет 30 %, это соответствует среднему уровню агрессивности, если сопоставлять с критериями оценки. В целом по итогам четырех диагностических методик средним уровнем агрессивности обладают 30 % процентов учащихся данной группы, низким уровнем – 60%, Группа повысила свой общий уровень на 30%, что превышает прогресс контрольной группы на 20%. В контрольной группе увеличилась доля среднего уровня агрессивности, но высокий и повышенный уровень агрессивносити остался практически неизменным.
Таким образом, по итогам контрольного эксперимента было установлено, что у экспериментальной группы значительно понизился уровень агрессивности, в результате применения разработанной нами программы, направленной на снижение и профилактику агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, в то время как у контрольной группы уровень агрессивности остался на прежнем уровне.
Проводимые занятия способствовали развитию умения самостоятельно сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.