МААМ-картинки

Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

Лариса Холодкова
Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Публикация «Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей» размещена в разделах

Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители-ребенок», эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, т. е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и на формирование не агрессивного поведения ребенка.

Было изучено агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста в связи с особенностями стратегии родительского наказания и его строгостью, которые измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка.

К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относятся просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения; ко второму уровню (умеренные наказания) - словесное порицание, выговоры, брань; к третьему уровню наказаний (строгие наказания) относятся различные физические воздействия, в том числе шлепки, подзатыльники и т. д.

В результате исследования было обнаружено: те дети, которые со стороны родителей подвергались строгим наказаниям, в своем поведении проявляли большую агрессию и, соответственно, характеризовались другими детьми как агрессивные. Наблюдения показали, что вмешательство родителей при агрессии между братьями и сестрами может на самом деле оказывать обратное воздействие и стимулировать развитие агрессии.

Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

Возникает вопрос: какой при этом должна быть позиция родителей?

Паттерсон (Рatterson, 1984) отмечает, что нейтральная позиция родителей оказывается предпочтительной. Самая неэффективная стратегия - вмешательство родителей в форме наказания старших братьев или сестер, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями и сестрами в результате оказывается наиболее высоким.

Специалисты предлагают относиться к агрессии между братьями и сестрами особым образом, т. е. игнорировать ее, не реагировать на нее. Однако такой вывод представляется слишком радикальным. Иногда не реагировать на подобную агрессию родителям просто невозможно, а подчас вредно и небезопасно.

В ряде ситуаций (например, когда агрессивное взаимодействие между братьями и сестрами не является исключительным случаем) нейтральная позиция родителей может только способствовать дальнейшей локализации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закрепления ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.

Одним из способов является обсуждение возникшей проблемы, переговорный процесс, научение на конкретном примере конфликта конструктивным, не агрессивным способам его разрешения. Ведь, как доказано в ряде исследований, агрессивные дети отличаются от не агрессивных в первую очередь именно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения конфликтов. А родители, которые часто и чрезмерно строго наказывают своих детей, сталкиваются с тем, что агрессивность их детей не высокая, а очень высокая.

Используемая литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М. : Просвещение, 2011.

3. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей. - М. : Просвещение, 2002.

4. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 2004

Публикации по теме:

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста" Подготовила Соловьева Ирина Витальевна - воспитатель.

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» (Консультация для родителей) «Здоровая семья - сильная Россия» - эта пословица имеет.

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в воспитании, потому что именно в этом возрасте происходит первоначальное становление.

Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам.

Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей. Тема: «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ» Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ» Автор: Косушкина И. И., воспитатель ГКУ СО «РЦДиПОВ».

Роль семьи в формировании безопасного поведения детей у проезжей части Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ - работа с родителями. Задача педагога - максимально использовать.

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родители изобразили гербы своих семей. Вот как дети нарисовали свои семьи. Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений.

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родители изобразили гербы своих семей. Вот как дети нарисовали свои семьи. Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений.

Семинар-практикум на тему: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
Опубликовано: 10 января 2017 в 18:20
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД