Получи документы

Проблема агрессивного поведения детей в условиях ДОУ

Ксения Подвойская
Проблема агрессивного поведения детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Человек обладает способностью любить и может найти применение своей способности любить, но способен он и ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.

Эрик Фромм

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Работая педагогом-психологом в БДОУ, было отмечено, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, родители просто не знают, как справится с таким поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает,- это наказание или выговор, после чего дети становятся сдержаннее на какое-то время, но озлобленнее и несчастнее. Перед педагогами возник вопрос,как объяснить родителям, что злые, агрессивные дети не плохие, а своего рода «несчастные».

Публикация «Проблема агрессивного поведения детей в условиях ДОУ» размещена в разделах

Мы решили узнать у самих детей, что такое злость, ссора и конфликт и почему дети так себя ведут. Был заготовлен ряд вопросов, на которые воспитанники охотно ответили. В опросе принимали участие мальчики из подготовительной и логопедической группы, имеющие частые вспышки гнева. Мне хотелось, чтобы дети сами осознали, что стоит за их агрессивным поведением.

1. Сначала каждый ребенок высказался на тему: «Что такое злость?». Ответы детей в основном сводились к следующему: «когда ты что-то не даешь, ломаешь; когда сердишься и дерешься. Это ненависть. Когда мы убиваем людей взглядом. Это негативное чувство.»

2. Потом я попросила каждого высказаться на тему: «Как возникает злость и с чего она начинается?» .(когда кто-то в тебя кидает что-то тяжелое и железное; если тебя отругали; если без разрешения забрали любимую вещь, если уничтожили твой рисунок; с удара друга; если кто-то покусал ;накричала мама; папа не взял с собой в гараж;)

3. Далее я попросила детей рассказать как часто они ссорятся и почему им нравится ссора. (дети удивились, а чем же может нравиться ссора, на что я ответила "но вы же ссоритесь несколько раз в день, значит в ссоре есть что-то привлекательное?" После недолгого молчания я увидела удивительные открытия самих детей : "да, я чувствую себя крутым; мне кажется, что я супергерой; меня жалеют после ссоры и я сижу на руках у взрослого")

4. Потом мы обсудили «Что не нравится в ссорах?» (то, что потом целый день себя плохо чувствуешь; чувствуешь себя одиноким; настроение плохое; ничего не радует.)

5. Далее я спросила детей «Если бы злость имела цвет, то какого бы цвета она была?» (черная, ржавая, кровавая)

6. «А какая злость на вкус?»(лимонная и очень кислая; горькая, как перец; не приятная, не вкусная, солёнее солёного, как яд ядовитая)

7. «А если злость потрогать, то какая она» (грубая, липкая,колючая как кактус,острая как кинжал, ледяная; длинная, если долго обижаться ; железная)

8. «А какая злость на слух?» (шумная, громкая, каркающая, рычащая, противная).

Затем юных любителей телевизоров мы опросили по ряду вопросов: «какой твой любимый мультфильм «и «на кого ты бы хотел походить?». Вот какие результаты получились: наиболее популярные мультфильмы у мальчиков – «Кит Бутовский», «Автоботы», «Щенячий патруль», «Черепашки Нидзя», «Панда конфу», «Аватар», «Рэнджеры». Все эти мульфильмы о супергероях и о восстановлении справедливости добра со злом. На удивление все агрессивные мальчишки хотят быть на стороне добра. Да, они готовы убивать, отрывать головы злым персонажам, драться и проливать кровь, но при этом во имя победы, чтобы защищать землю от зла. Все как один хотят быть супергероями, а это еще раз говорит о их внутренней позиции быть лучше, хотя бы в своем воображении и о желании быть нужными, полезными. Но, несмотря на благие желания помогать людям эти мультфильмы шокируют яркостью сцен насилия: драки, кровопролитие, что негативно сказывается на психике и поведении мальчика.

В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» ДЖ. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. В штате Коннектикут был организован месячник "Выключите телевизор" и учителя в школе заметили, что постепенно дети стали меньше толкаться и пинаться, проявлять злобу по отношению к другим. [1,с. 10]

Мы попробовали провести аналогичный эксперимент в БДОУ, только не отказались от телевизора вообще, а только от просмотра жестоких мультфильмов и компьютерных игр, где есть сцены насилия, убийства и кровь. Дети были огорчены. Но, сложнее всего проходила работа с родителями. Психолог на специально организованном родительском клубе рассказал о характерологических особенностях агрессивных детей и о факторах воспитания, которые провоцируют агрессивное поведение :

1. противоречивость требований к ребенку со стороны родителей.

2. собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны.

3. использование наказаний детей как способа реагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады).

4. Негативный стиль общения с ребенком:

• использование приказов, обвинений и угроз;

• постоянное использование «Ты - сообщений» («ты не правильно сделал.» и т. д.)

• вербальное оскорбление детей

• игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов. Все эти ситуации, к сожалению, имеют место быть [1. с 85].Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение. Когда у родителей возникло осознание проблемы, мы заговорили о самом чувстве гнева, злобы и агрессии. Мы напомнили родителям, что эти чувства разрушительные, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье, и его взаимоотношения с другими людьми. Для многих родителей стало новым открытием, что эти чувства вторичные, и происходят они от переживаний, таких как боль, страх, обида. Все эти чувства страдательные. А возникают эти страдания от неудовлетворенных потребностей. Ребенку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому-то близок [2. с. 185-186]. Поэтому, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым психологически необходимо создать для этого условия.

Родители понимали, что такая проблема существует, но лишить свое чадо любимого мультфильма стало для них испытанием. «Лучше пусть смотрят, чем мешают в домашних делах и клянчат»- такие аргументы выдвигали родители. И только 5 семей были готовы сотрудничать. Длительность эксперимента составила 1 месяц. Выходные дни рекомендовалось проводить больше времени с детьми на свежем воздухе и занимать детей подвижными и настольными играми. Каждый выходной родители планировали вместе с психологом и на детских ладошках, (в форме игры) записывали виды совместной деятельности. Сначала это были походы в кино, на игровую площадку, затем виды деятельности стали носить более продуктивный характер. Например: научить сына делать скворечник, сделать поделку из природного материала, посетить краеведческий музей, помочь дедушке в строительстве гаража, испечь пирог с мамой, научиться резать заготовки на салат. Я считаю это большим достижением, так как деятельность стала носить совместный характер : РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ.

Также дети посещали сенсорную комнату. В сочетании с релаксационными техниками, направленными на обучение ребенка управлению своим гневом и сказкотерапией мы добились положительных результатов : дети стали более уравновешенными, спокойными, стали осознавать чувство гнева. Дети стали лучше владеть собой. Возросло чувство самоценности. Стали часто звучать в речи добрые фразы : «спасибо за помощь», «давай сделаем вместе», «ты не прав, давай по – другому». Воспитатели групп заметили положительную динамику - дети стали сдержаннее, употребляют меньше жестоких фраз, в играх предпочитают конструирование и настольные игры.

Конечная цель преодоления детской агрессивности состоит в том, чтобы ребенок понял, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, вызывающие положительную реакцию окружающих. Считается, что все люди обладают равным потенциалом добрых и злых чувств, но каждый распоряжается своим багажом по-разному [3,с. 257]. И наша прямая задача не допустить разрастание злых чувств и способствовать взращиванию добрых.

Литература:

1. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов -на- Дону. : Феникс, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком КАК? М. :ЧеРо,1997

3. Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Санкт-Петербург. : Прайм-Еврознак,2006

Подвойская Ксения Тарасовна, педагог-психолог, БДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 100", kseniya0555@mail.ru, 8-903-925-68-37

Публикации по теме:

Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической.

Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей. Тема: «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Комплексное сопровождение детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. Характеристики программы Содержание Название образовательной программы «Мозаика», Автор (ы): Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья.

Коррекция уровня тревожности детей в условиях ДОУ Тревожность, как отмечают многие исследователи и практические пси-хологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства,.

Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания и педагогической поддержки со стороны взрослых. Хотя по своей сути она как.

Проблема адаптации ребенка к ДОУ Каждый год большое количество детей впервые приходят в дошкольное учреждение. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими.

Проблема реализации ФГОС ДОУ современным воспитателем. Эссе воспитателя подготовительной группы Эссе по теме: «Мои достижения и проблемы в реализации ФГОС ДО». Выполнила:воспитатель МБДОУ№440 Махалова Ирина Сергеевна Слушатель курсов:.

Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей,.

Семинар-практикум на тему: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики.

Современные подходы к экологическому образованию детей в условиях ДОУ Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема агрессивного поведения детей в условиях ДОУ
Опубликовано: 30 марта 2017 в 07:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема агрессивного поведения детей в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Подвойская (УИ 1031503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД