Лучший педагог года

Семьи группы риска

Алина АНФИМОВА
Семьи группы риска

Семья играет важную роль в жизни каждого человека. В семье складывается характер человека, его отношение к миру и, конечно, к труду. Семья всегда считалась самой основной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

Уже много лет заложилось, что в семье занимаются воспитанием ребенка оба родителя – мать и отец, и обязанности между ними делятся поровну. Но есть семьи, которые попадают в группу риску.

Семьи группы риска характеризуются :

Публикация «Семьи группы риска» размещена в разделах

1) Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2) Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3) Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4) Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [4].

Выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В. Е. Летуновой :

а) медико-биологические факторы:

б) группа здоровья;

в) наследственные причины;

г) группа здоровья;

д) врожденные свойства;

е) нарушения в психическом и физическом развитии;

ж) условия рождения ребенка;

з) заболевания матери и ее образ жизни;

к) травмы внутриутробного развития и т. д.

л) социально – экономические:

м) многодетные и неполные семьи;

н) несовершеннолетние родители;

о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;

п) неприспособленность к жизни в обществе [1, с. 18-24].

Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. [4].

Неблагополучные семьи справляются со своими проблемами и без помощи специалистов. Важно собирать информацию об этом опыте и исследовать ее качественными методами. Психолог может столкнуться с подобным опытом. Такие случаи следует анализировать и публиковать. Это будет научная деятельность, ибо она направлена на сбор значимой информации. Если собрать несколько таких историй, когда семья с помощью или без помощи психологов справилась со своими трудностями, будет значимым в разработке основ консультативной работы с семьями группы риска.

Необходимо вовлекать такие семьи в совместные насыщенные игры. Эмоциональные игры создают радостное настроение. Таким образом, важно добиться состояния радости и счастья.

Основной подход «изъятия» ребенка из неблагополучной семьи. Не учитываются последствия для ребенка, а так же для семьи. Таким образом, реабилитационные меры редко используют. Чаще всего используют деспотические меры.

Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. [3, с. 232]

Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей) [2, с. 194].

Таким образом, выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бареева Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.- 18-24 c.

2. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска : межведомственный подход. – М. : Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.

3. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003. -42c.

4. Елизаров А. Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13 - 15 апреля 2004 года. - М. : Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. - С. 114 – 115

Публикации по теме:

Доклад-презентация «Превентивные меры по обеспечению безопасности в семьях группы риска» 1. В настоящее время актуальным стал вопрос в необходимости поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения.

Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска» Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска». Автор-составитель:.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска» Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

План взаимодействия с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» на 2016–2017 г. Сроки Содержание работы Ответственный воспитатель Сентябрь Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду Консультация по безопасности.

Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения .

Праздник для детей и родителей средней группы к Дню семьи «Символ семьи — любовь» Цель: формирование здорового образа жизни в семье. Задачи: - развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость;.

Работа с семьями «группы риска» «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ» В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Социальный проект семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП Социальный проект семейной студии художественного - эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП в условиях детского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семьи группы риска
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 21:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД