МААМ-картинки

Составление коллективного рассказа «Снежная история» для детей подготовительной группы с ТНР

Мария Кузнецова
Составление коллективного рассказа «Снежная история» для детей подготовительной группы с ТНР

Составление коллективного рассказа

«Снежная история»

Для детей подготовительной группы с ТНР

Учитель-логопед Кузнецова Мария Юрьевна

ЦЕЛЬ: Формирование связной речи по средствам коллективного составления творческого рассказа с введением проблемной ситуации.

ЗАДАЧИ:

Речевые: - Активизация и обогащение словаря детей именами существительными, глаголами, прилагательными, образными выражениями;

Публикация «Составление коллективного рассказа „Снежная история“ для детей подготовительной группы с ТНР» размещена в разделах

- Совершенствование умений подбирать родственные слова (на лексическом материале «снег», подбирать существительные к прилагательным, согласуя их в роде и числе;

- Формирование связной речи и способности предположить и воплотить собственный замысел с использованием опорных картинок;

- Формирование умений согласовывать числительные с существительным в единственном и множественном числе;

- Развитие речевого творчества;

Познавательно-образовательные: - Расширение знаний детей о зиме, о зимних развлечениях и забавах;

Коррекционно-развивающие: - Развитие умения проводить образные сравнения при формировании лексикона;

- Развитие творческого воображения, эмоционального восприятия;

Воспитательные: - Приобщение к красоте окружающего мира;

- Привитие умений и навыков работы по образцу;

- Развитие качеств доброжелательности, взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийное оборудование, перчаточная кукла «Снеговик».

Демонстрационный зал : фрагмент видеоклипа «Серебристые снежинки» (видео@mail.ru, презентация; шумовые эффекты (shumoteka.ru, музыкальная композиция «Дорога добра» (Автор текста (слов) :Энтин Ю. Композитор (музыка) : Минков М., картинка с наложенными контурными изображениями, предметные картинки на подбор сравнений: звезды, котенок и др; пейзажные картинки.

Раздаточный материал:

Предметные картинки с изображением разного количества сугробов, снеговиков, сосулек, снегирей, снежинок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ;

Демонстрация фрагмента видеоклипа, презентация, рассматривание, вопросы к детям, сюрпризный момент, рассказывание.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия (прослушивание «шумовой» записи).

3. Основной этап.

- Просмотр фрагмента видеоклипа.

- Игры в слова: «Подбери слово-действие», «Подбери слово признак», Посчитать снежинки, «В каких словах слышится слово снег», «С чем можно сравнить снег (свойства и качество)».

Динамическая пауза «Лыжная прогулка».

4. Анализ проблемной ситуации «Как поступишь ты?»,

5. Составление рассказа по заданному началу.

6. Итоговая часть (прощание со «Снеговиком»).

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Установление контакта с детьми и самопредставление.

II. Подведение к теме занятия.

Детям предлагается узнать «зимние звуки» по аудиозаписи.

Учитель-логопед: Вокруг нас много разных звуков. Если мы внимательно прислушаемся, то, что мы можем услышать? (ответы детей). А сейчас вы услышите необычные звуки. Послушайте их внимательно.

Звучит запись вьюги.

Учитель-логопед: Что вы слышите?

Дети: Слышу, как воет ветер. Слышу, как завывает метель.

Учитель-логопед: Что вы слышите сейчас?

Звучит запись хруста снега под ногами.

Дети: Слышу, как хрустит снег.

Учитель-логопед: В какое время года мы можем услышать эти звуки?.

Дети: Мы можем это услышать зимой.

Учитель-логопед: А что мы можем увидеть зимой?.

Дети: Мы можем увидеть зимой снег, лед, сугробы, снегопад, метель.

III. Основной этап.

Дальнейшее расширение лексикона, обучение употреблению в речи образных выражений, совершенствование своеобразной деятельности

Детям предлагается занять места и посмотреть фрагмент из видеоклипа «Серебристые снежинки».

Учитель-логопед: Как много снежинок! Ребята, как называется такое явление природы, когда снег падает?

Дети: Это явление называется снегопад.

Учитель-логопед: Несколько снежинок слетели к нам с экрана. Какие они красивые и разные. Давайте посчитаем снежинки.

Дети: Одна снежинка, две снежинки…

Учитель-логопед: Снежинка какая?

Дети: Снежинка хрупкая, снежинка блестящая…

Учитель-логопед: Снежинки не только падают, что с ними еще происходит?.

Дети: Снежинки кружатся, летят, искрятся, «танцуют»

Учитель-логопед: … и покрывают землю снегом, словно ковром. Всё покрыто снегом: и деревья, и кустарники, и дома. Вот она, какая зимушка зима. О чем можно сказать зимний? Зимняя? Зимнее?

Дети: Зимний лес, зимняя погода, зимнее утро…

Учитель-логопед: Ребята, кажется к нам кто-то идет.

Появляется «Снеговик» (перчатная кукла) и говорит: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Дети: Узнали, ты – Снеговик.

Снеговик: Знаете, почему меня так назвали?

Дети: Знаем, тебя так назвали, потому что тебя слепили из снега.

Снеговик: Я нес вам снежные слова, но вьюга их разбросала, снегом облепило и появились снежные комочки, в названии которых спряталось слово «снег». Помогите мне собрать эти снежные слова и сделать из них бусы для моей подружки Снегурочки.

Дети из сундучка берут комочки и называют их: снегопад, снегирь, снегурочка, снегокат, снеговик.

Снеговик: Ребята, может быть, вы знаете еще слова, в которых спряталось слово снег, или снежок?

Дети: Снежинка, снежки, Белоснежка, подснежник…

Снеговик: Снег бывает разным. А вот каким, вам помогут сказать мои картинки подсказки. Сравните снег с нарисованным предметом.

Снеговик: показывает картинку и произносит: Снег мягкий как вата.

Детям демонстрируются картинки для подбора имен прилагательных и соответствующих им сравнений.

Дети: Снег пушистый, как котёнок; легкий, как перышко, снег липкий, как пластилин, снег твёрдый, как камень, блестящий, как звезды и т. д.

Снеговик: Да, снег – это чудо природы! Приглашаю вас прогуляться по снежку.

IV. Двигательная психоэмоциональная разрядка.

Снеговик: Мы сейчас встанем на лыжи. Как нас можно назвать? (лыжники) Мальчик на лыжах – это (лыжник) Девочка на лыжах – это (Лыжница) Как назовем след на снегу от лыж? (лыжня) Прогулка на лыжах (лыжная).

Снеговик: Готовы? Идем за мной.

Дети, имитируя ходьбу на лыжах, идут по кабинету, находят картинку с наложенными контурными изображениями: лыжи, хоккейная клюшка, снегокат, ледянка.

Снеговик: Если вы догадаетесь, что изображено на картинке, то сможете сказать, чем можно заниматься зимой?

Дети: Зимой можно кататься на снегокате. Зимой можно играть в хоккей. Зимой можно ходить на лыжах.

После ответа дети садятся на свои места.

V. Анализ проблемной ситуации.

Снеговик: Однажды произошла такая история.

На экране фрагмент из мультфильма «Снежные дорожки» (мальчик катался на лыжах и упал. Предлагается возможный вариант : все вокруг смеются).

Снеговик: Ребята, как поступили бы вы?

Предположения детей : Я подойду и подам мальчику руку; я помогу ему подняться; я пожалею его и спрошу: «Ты не ушибся?»

Снеговик: Какие вы добрые и отзывчивые! Никогда не бросайте друзей в беде.

Учитель-логопед: Снеговик, мы хотим подарить тебе рассказ. Послушай!

VI. Составление творческого коллективного рассказа с проблемной ситуацией по заданному началу.

На экране детям демонстрируется заснеженная поляна с динамическими элементами, по ходу показа которых составляется рассказ.

Учитель-логопед: Итак, наступила…

Дети: Морозная, снежная зима.

Учитель-логопед: Повторите предложение.

Дети: Наступила морозная, снежная зима.

Учитель-логопед: Был сильный…

Дети: Снегопад.

Учитель-логопед: Земля покрылась:

Дети: Белым, пушистым ковром.

Учитель-логопед: Снег…

Дети: Снег блестящий, как звезды, мягкий, как одеяло.

Учитель-логопед: Ели стоят в снегу, словно.

Дети: В меховых шубах.

Учитель-логопед: Деревья надели.

Дети: Белые шапки.

Учитель-логопед: На их ветвях.

Учитель-логопед: Найдите, кому из них нужно помочь и продолжите наш рассказ.

Детям предлагаются слайды с сюжетами, в которых персонажи нуждаются в помощи.

Примерный рассказ детей :

Дети играли в снежки. Им было весело. Катя потеряла варежку в снегу. Ее пальцы замерзли. Она больше не могла лепить снежные комки и заплакала. Я отдал Кате свои варежки. Она согрелась и сказала мне: «Спасибо!»

Снеговик: Кто-нибудь из вас сможет рассказать с самого начала?

При условии невыполнения задания в полном объеме, вариант рассказа дается «Снеговиком» :

Наступила морозная, снежная зима. Сильный снегопад покрыл землю белым, пушистым ковром. Снег блестел, словно звезды. Ели стоят в теплых шубах, на деревьях снежные шапки. Дети играли в снежки. Им было весело. Катя потеряла варежку в снегу. Ее пальцы замерзли. Она не могла больше лепить снежные комки и заплакала. Я укутал ее руки своим теплым шарфом. Катя улыбнулась.

Детям демонстрируется слайд. На экране «Снеговик» прощается и говорит:

Ребята, теперь я знаю, что всегда надо быть добрыми друг к другу. Спасибо вам, до свидания, до новых встреч!

VII. Итоговая часть.

Учитель-логопед: В своих рассказах вы говорили о добрых поступках! Ведь сегодня особенный день. Отмечается Всемирный День доброты. (Звучит фонограмма «Дорога добра») Давайте подарим друг другу добрую улыбку.

Публикации по теме:

«Снежная-снежная сказка». Сценарий новогоднего спектакля-утренника для детей подготовительной группы Новогодняя музыка. Зрители рассаживаются на приготовленные места. Дети красиво входят в музыкальный зал, их встречает ведущая. Сказочная.

Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень» Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок» КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ТВОРЧЕСКОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК" Цель: Формирование навыка составления.

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок» Цель:Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем. Задачи:.

Конспект НОД для детей старшей группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы» Конспект НОД для детей старшей группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы». Интеграция.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по серии картинок» Задачи: • учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся.

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Составление рассказа по фотографии «Я и моя семья» Задачи: • Связная речь: Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ; закреплять представления детей о семье, родственных.

Конспект итогового занятия для подготовительной группы «Составление описательного рассказа по картинам «В лес за сказкой» Конспект занятия для подготовительной группы на тему: Составление описательного рассказа по картинам «В лес за сказкой» (итоговое, виды.

Конспект ООД для детей старшей группы (5–6 лет) «Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект ООД для детей старшей группы (5-6 лет) "Составление рассказа по картине «Ежи» (ОО "Речевое) Программное содержание: - формировать.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» для подготовительной группы Конспект НОД Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» (подготовительная группа компенсирующей направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление коллективного рассказа «Снежная история» для детей подготовительной группы с ТНР
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 21:04
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД