Наталья Солдатова
Составление рассказа-описания о медведе с помощью опорных картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ с помощью опорных картинок.
Задачи:
1. Формировать умения составления описательный рассказ с помощью опорных картинок.
2. Коррекция речи, слуховое внимание, зрительного восприятия.
З. Воспитывать самостоятельность; прививать бережное отношение к природе и животным.
Ход:
1. Организационный этап
Публикация «Составление рассказа-описания о медведе с помощью опорных картинок» размещена в разделах
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Ребята вспоминают, про каких животных, птицах говорили на прошлом занятии. У них не только по-разному называются части тела, жилища, но и пища.
Дети отбирают картинки с изображением того, чем питаются звери и птицы и рассказывают.
Например:
Медведь ест мясо, мёд.
Заяц – траву, капусту, кору деревьев.
Воробей – червяков, мошек, крупу.
Далее фиксируется внимание детей на том, как одним словом называется пища этих животных и птиц.
Например:
– То, что ест медведь – это чья? – Медвежья пища.
– То, что ест заяц – это чья? – Заячья пища.
– То, что ест мышь – это чья? – Мышиная пища.
– То, что ест воробей – это чья? – Воробьиная пища. Дети повторяют эти сочетания хором и индивидуально.
Игра «Исправь мою ошибку».
Появляется медвежонок-озорник, который перепутал слова, смешал их и обидел животных. Надо исправить ошибки и правильно назвать предложения.
Например:
У медведя лисий хвост.
Заяц любит мясо, ягоды, мёд. Это заячья пища.
Мышь любит мошек, червячков. Это мышиная пища.
2. Обучающий этап
а) Угадай по описанию, про кого будет загадка
Он большой и косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу. (Медведь)
б) Дети рассматривают большого мохнатого медведя, с вытянутой мордой, толстыми косолапыми лапами, и отвечают на вопросы:
– про медвежью шубу (она тёплая и мохнатая);
– про медвежью морду (морда у медведя вытянута);
– про медвежью походку (ходит тяжело, двигая лапами вкось, поэтому его называют косолапым);
– про медвежью пищу (ест мясо, мёд, ягоды);
– про медвежью ловкость (ловко лазает по деревьям, может быстро бегать);
– про медвежью берлогу (на холодные месяца забираются в глухом лесу в берлогу, спит и сосёт лапу.
По мере ответа на вопросы на доске выставляются символы-подсказки, которые впоследствии играют роль картинного плана.
– мохнатая шуба;
– вытянутая морда;
– тяжёлая походка;
– медвежья пища;
– ловко лазает по деревьям и быстро бегает;
– зимняя берлога.
в) Физминутка «Мишка»
г) Самостоятельное составление рассказа с опорой на символы (можно рассказать по цепочке. Кто это? – Это медведь, У него мохнатая тёплая шуба, вытянутая морда. Ходит тяжело, двигая лапами вкось, потому его и называют косолапым. Медведь ест ягоды, мёд, мясо. Он может быстро бегать и ловко лазать по деревьям. Зимой он спит в берлоге и сосёт лапу.
3. Итог занятия
Детям раздаются контуры медведя, они должны раскрасить его и ещё раз проговорить рассказ про медведя.
Самоанализ занятия
Занятие развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, разработан для воспитанников 3 года обучения, на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983 Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.
Тема занятия «Составление рассказа-описания про медведя с помощью опорных картинок» выбрана из программы и соответствует тематическому планированию. Цель занятия: «Формирование умения составлять описательный рассказ с помощью опорных картинок», соответствует теме занятия.
Дидактическая задача «Формировать умения составления описательный рассказ с помощью опорных картинок» определяет тип - изучения нового и имеет следующую структуру:
Организационный момент.
Введение в тему.
Изучение нового.
Физминутка.
Обобщение.
Итог.
Коррекционная задача ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы на данном занятии (коррекция речи, слухового внимания, зрительного восприятия). Использование различных видов заданий: отобрать картинки; сравнить и сказать; исправление ошибок - помогает добиваться точности, правильности, связности и выразительности высказывания. Задания подобраны по степени нарастающей трудности, например, задания для закрепления нового - «Составление рассказа с опорой на символы» и «Угадай по описанию» даются после вводной беседы и предполагают самостоятельное выполнение заданий. В занятии присутствуют задания, включающие различные анализаторы: зрительный - «Отбери картинку», «Символы-подсказки», «Сравни и выдели одинаковые признаки»; осязательный - «Потрогайте медведя»; слуховой - «Угадай по описанию». На этапе «Организационный момент» проводится упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации: внимания – воспитанники зрительно отбирают картинки по заданной инструкции, для того, чтобы без труда справиться с заданием «Угадай по описанию» на этапе «Ведение в тему».
Занятие выполняет дидактическую, т. е. обучающую функцию: воспитанники учатся составлять описательные рассказы про медведя, закрепляют полученные знания. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: вводная беседа, демонстрация игрушки, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов.
Реализация задачи - воспитание самостоятельности, просматривается на этапе «Обобщение» - самостоятельное выполнение заданий; на этапе «Введение в тему» - в исправлении ошибок.
Каждый этап занятия четкий и завершенный - это говорит о логичности занятия цель каждого этапа подчинена общей цели занятия, прослеживается критерий преемственности – на занятии уточняется понятие о группе диких животных, т. к. эти знания необходимы на следующем занятии «Составление описательного рассказа о домашнем животном : кролик».
В основе занятия лежат следующие дидактические принципы:
Научность и доступность обучения (обучение на уровне возможности детей).
Систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь, пройденный материал подготавливает воспитанников к освоению нового).
Принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность воспитанников).
Сознательности и активности (воспитанники понимают изучаемый материал, подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей).
Индивидуальный подход (использование карточек символов - подсказок).
Принцип коррекционной направленности обучения (методы и приемы, включенные в занятие, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию).
На занятии использовались следующие методы обучения:
- Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, исправление ошибок, рассказ-заключение, инструкции к заданиям).
- Наглядные методы (игрушка медведя, изобразительная наглядность - пособие «Дикие животные»).
- Практические методы (самостоятельная работа, выполнение различных упражнений).
Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; отбирание картинок; исправление ошибок, осложненное заданием
Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался охранительный режим воспитанников.
Воспитатель: Солдатова Наталья Александровна