ольга капцова
Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Богатыри земли русской». Непосредственно-образовательная деятельность в старш
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Богатыри земли русской».
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей- подготовительной группе.
Программные задачи.
1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы,
2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.
3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.
4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
Публикация «Составление рассказов по картине В, М, Васнецова „Богатыри земли русской“, Непосредственно-образовательная деятельность в старш» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.
6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину. желание им подражать.
Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура»
«Социализация»
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество»
«Музыка»
Предварительная работа.
1. Чтение русских народных сказок : «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»
2. Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».
3. Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.
4. Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«За правое дело стой смело»,
«Счастье Родины дороже жизни»,
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,
«Один в поле не воин»
5. Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»
(с объяснением незнакомых слов).
Словарная работа: Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи, отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.
Материал: картина В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».
Организация детей: дети сидят полукругом.
Ход занятия.
(Дети входят в зал, здороваются.)
Воспитатель: «Послушайте отрывок из песни.
Догадались, о ком мы с вами будем говорить?
(1. картинка- богатырь)
- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
- Какие они – богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
- Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).
- Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)
(2. картинки- разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеёвич_)
Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и в сказках,
назовите их («Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»).
(3 – иллюстрации сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»)
Воспитатель: «Отгадайте загадку».
Сказочный герой, смерть которого в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. (Кощей Бессмертный).
(Кощей Бессмертный)-все ваше оружие я разломал не победить вам меня…я бессмертный. (бросает части разрезных картинок на стол, уходит.)
Воспитатель: «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие».
Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.
(Игра «Восстанови богатырское снаряжение».
Цель игры: найти 2-ую половину снаряжения и встать парами)
Дети называют, что у них получилось.
Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»
(Под музыку «Богатырская наша сила» входит богатырь»)
Богатырь :
«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!»
Богатырь : «Здравствуйте, услышал вас, снарядили меня ловко, а принёс я вам свиток с пословицами. И прошу я у вас помощи – стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».
Воспитатель: «Давайте поможем Богатырю, читай Богатырь, свои пословицы».
«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины – дороже жизни»
«За правое дело – стой смело»
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»
«Человек без Родины – что соловей без песни»
«Один в поле – не воин»
Богатырь : «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти).
(5. камень с надписью)
Воспитатель: «Послушайте, что написано на камне»
Ребё нок: «Ехать направо –
Деньги и слава,
Ехать налево –
Конь пропадёт.
Если упрямо
Движешься прямо –
Голову сложишь,
Значит, вперёд!»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, почему богатыри выбирали самый трудный путь?» (Богатыри были уверены в победе, знали, что идут на правое дело)
Богатырь : «Молодцы, много знаете о защитниках земли русской».
«Чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.
Вставайте заниматься.
(Физминутка)
Богатырь, он вот каков: показывают «силача»
Он и силен и здоров,
Он из лука стрелял, имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
Богатырь : «А теперь пора прощаться, заждались меня уж на заставе»
(Уходит)
Воспитатель: «Ребята, а какую вы знаете картину о богатырях?» (Картина В. М. Васнецова «Богатыри»)
(6 - картина «Богатыри»)
- Вспомните, как зовут богатыря, который изображен в середине? (Илья Муромец)
- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома,
- Что вы ещё о нём знаете?
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку – щит)
- Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)
- Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный)
- Кто ещё дополнит?
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (В одной руке он держит щит, в другой – меч)
- Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)
- Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)
- Почему его так прозвали?
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный)
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
- Что у него весит с боку? (гусли).
- Как вы думаете зачем?
- Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как – будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)
- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)
Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.
Воспитатель: «А сейчас, мы будем составлять рассказы по этой картине, а чтобы вам было легче давайте составим схему)
Анализ с использованием геометрической фигуры (круг - с одной стороны зеленого цвета, с другой коричневого).
Воспитатель:
- Почему ты выбрал зелёный цвет? (Ответы детей)
(Если кружок коричневого цвета)
- Что тебе показалось недостаточным в рассказе?
(Ответы детей)
Воспитатель: «И сейчас наши воины, как в старину зорко охраняют нашу Родину от врагов. Ребята, какой праздник всегда отмечать наша страна?» (День защитника Отечества)
- ребята назовите современное оружие (дети называют)
(Ребёнок читает стихотворение «Солдат российской Армии» М. Светлов).
(воины российской армии).
Одной большой семьёй живут народы,
Крепка Россия, как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.
Нам не страшны любые непогоды,
Есть у страны труда надёжный щит –
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.
Воспитатель: наше занятие подошло к концу, а сейчас мы поиграем в игру «мы богатыри»
Ребята,у меня для вас есть еще сюрприз, во вторую половину дня мы будем дорисовывать кольчугу богатырю и разукрашивать доспехи.