МААМ-картинки

Сценарий досуга «Богатыри земли русской»

ирина коростелева
Сценарий досуга «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход досуга

:

Воспитатель: Сегодняшний наш досуг посвящён защитникам Отечества, а поговорим мы с вами о произведениях устного народного творчества, живописи и музыки, посвящённых богатырям.

- Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем. (Ответы детей)

- Давным – давно наша Родина была меньше по размерам, но в ней было больше лесов, лугов, рек и озер. Раньше было очень мало городов, а больше деревень. Людей проживало на территории России меньше, чем сейчас. Много воды утекло с тех пор, когда образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – это была Родина. Сегодня мы с вас будем говорить о прошлом нашей страны, о наших предках.

Публикация «Сценарий досуга „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

- Предки- это люди, которые жили много лет тому назад, прадедушки и прабабушки наших дедушек и бабушек. А еще их называли славяне. Славяне - это значит славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, плечистые, высокого роста, крепкие. Привольно жилось нашим предкам на Руси. Земля плодородная, животных и растений в лесах, в реках рыбы видимо – невидимо. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов– хотели они завладеть землями миролюбивых славян, разорить деревни и села, забрать в плен детей и женщин, увезти с собой награбленное богатство. Когда приходила беда, то славяне становились отважными и смелыми воинами, не жалели жизни за матушку – землю, за своих близких и отчий дом. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о них складывали былины.

Воспитатель: А что такое былина? (Ответы детей) От какого слова оно происходит?

- Действительно, былина (быль) – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов, о подвигах богатырей, которые жили в давние времена.

Воспитатель: А кто такие богатыри? (Ответы детей)

- А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие, уверенные, бесстрашные, мужественные, решительные, героические, доблестные.

-А что они делали, чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов, защищали, охраняли Русь)

Воспитатель: В народе есть такое выражение «богатырская сила». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? (большая, могучая, громадная. )

-А выражение "БОГАТЫРСКОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ"? (могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост.)

- А что такое "БОГАТЫРСКАЯ УДАЛЬ"? (смелый, решительный, отважный.)

Воспитатель обобщает:

БОГАТЫРИ от. др. -тюрк. Багатур-храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. В древнерусском языке слову "БОГАТЫРЬ" соответствовали "храбр", "храбор", "удалец". Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.

Воспитатель: Былины – это жанр устного народного творчества. Что это значит? Какие жанры Вы ещё знаете? (Ответы)

- А какие пословицы и поговорки вы знаете про воинскую доблесть, про богатырей? (Ответы детей).

Пословицы: Славна богатырями земля русская; С родной земли – умри, но не сходи; Счастье Родины – дороже жизни; На героя и слава бежит; Жить – Родине служить; Успех всегда с храбрым; Кто смел, тот и на коня сел; Сам погибай, - а товарища выручай; Счастье Родины – дороже жизни; Не родом богатырь славен, а подвигом; Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать; Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит; За правое дело – стой смело.

Воспитатель: Богатыри выделялись своим воинским снаряжением, о котором я загадаю Вам загадки:

- Рубашку эту не вяжут, не шьют, а из колечек плетут? (Кольчуга) Кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело.

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом? (Шлем). Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову, изготавливался из металлических пластин

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну что, догадались? Конечно же…. (Меч). Меч – главное оружие богатыря

- Он грудь от удара врага защитит, на левой руке у героя висит, тяжелый, блестящий и круглый …. (Щит).

Воспитатель: Мечты народа о непобедимых защитниках Отечества воплотились не только в былинном эпосе, но и музыке, живописи. Сейчас мы рассмотрим такую картину.

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри» с использованием приёмов ТРИЗ – технологии.

Воспитатель: Давным–давно почти 120 лет назад Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Работал он 20 лет. 23 апреля 1898 г. Картина была закончена и куплена П. Н. Третьяковым для своей галереи.

Дети в течение нескольких минут рассматривают картину (Звучит отрывок симфонии М. Бородина «Богатырская сила»).

- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.).

Воспитатель: Кто перед Вами? Где стоят богатыри?

Воспитатель: Перед нами 3 русских богатыря. Число 3 на Руси значение множественности, поэтому трех богатырей. стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою Родину. Зорко (внимательно) всматривались вдаль: "НЕ ВИДАТЬ ЛИ ВРАЖЕСКИХ КОСТРОВ, НЕ СЛЫХАТЬ ЛИ ТОПОТА ЧУЖИХ КОНЕЙ?"

- Назовите их по именам (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович самые любимые и известные русские богатыри)].

- Какими изображены богатыри? Ответы детей

Воспитатель: Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она - богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри.

- Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? Воспитатель: Из какого материала шлемы сделаны? Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? Что держат богатыри в левой руке?Для чего он нужен? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто знает стихотворения про богатырей?

Три богатыря. Т. А. Шорыгина.

1. Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

2. От силы жестокой вражьей

Народ берегут они.

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли.

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей.

Физкультминутка «Богатыри»

- А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри.

Богатырь - вот он каков: Показывают силача

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх

Станем, как богатыри!

Дидактическая игра «Подзорная труба».

Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

Воспитатель: Давайте возьмём наши подзорные трубы и рассмотрим все изображённые предметы на картине, посчитайте, сколько предметов Вы нашли.

Воспитатель: В. М. Васнецов изобразил в центре картины на вороном коне Илью Муромца – крестьянского сына. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Рассмотрите, как он выглядит. Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей. Седая прядь выбилась из-под шлема). Как он вооружён?

Воспитатель: На руке у него палица булатная сорока пудов. Так силён богатырь. В другой руке копьё.

-Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть простые кольчуга, щит и шлем.)

Воспитатель: Чем он занят? (Зорко смотрит он вдаль из - под ладони. Стремя болтается пустым. Не спешит вдеть ногу в него богатырь. Седло ему как дом родной).

- А как вы думаете, какой Илья Муромец по характеру? (Он сильный, храбрый, смелый. )

- Смелый Илья Муромец совершил много подвигов. Какие? (Он истребил несметные полчища врагов, победил Соловья Разбойника, Идолище, Калин – царя, заступался за обиженных).

Воспитатель: Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость). Илья – историческое лицо православной церкви. Сохранились мощи преподобного Ильи в Киево – Печерской Лавре.

Воспитатель: Посмотрите на Добрыню - боярского сына. А чем известен этот богатырь?

Воспитатель: Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца).

Воспитатель: Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча. Добрыня – дядя князя Владимира, он был наставником молодого княжича.

- Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом - кайма. Посмотрите, в руках у него сияет самоцветными камнями меч, выглядывает из золотых ножен.

Воспитатель: А чем известен этот богатырь?

- Всем известна необыкновенная сила Добрыни. Все помнят его победу над Змием.

- Какой по характеру этот богатырь? (сильный, отважный).

Воспитатель: Рассмотрите Алешу Поповича-сына попа. - Как вы думаете, чем отличается этот богатырь от своих друзей?

Воспитатель: И врагов своих он брал не силой пудовой, а смекалкой. Про него говорят: увёртлив и догадлив. Где не может взять силой, победит хитростью.

- Опишите его лицо. (У Алеши Поповича густые брови, над губой чернеют усики. Глаза хитрые, смотрит непрямо, а искоса. В. М. Васнецов писал Алёше с Дрюши Мамонтова, он хотел ухватить в этом образе беззаботность).

Воспитатель: Рассмотрите одежду Алеши Поповича. Опишите её. Как вооружен Алеша Попович?

Воспитатель: Нет у Алёши ни пудовой палицы, ни булатного меча. Он отстегнул от стремени тугой лук, положил стрелу калёную, натянул шелковую тетиву. В одной руке лук со стрелами, а в другой, опущенной - плетка, чтобы мигом подстегнуть коня. Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны - лук в специальном чехле. А за спиной видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Попович и поэт и гусляр. Есть в его выразительном лице что-то задорное.

Дидактическая игра «Ищу друзей» или «Ищу недругов».

Цель: установление взаимосвязи между объектами на картине.

Воспитатель: Кто был главным другом богатырей? Главным другом богатырей был конь (лошадь). Сидят славные богатыри на добрых конях.

Воспитатель: Какой конь у Ильи Муромца?

Сильный, добрый, смелый конь, будто в землю копытами врос. Как вы это понимаете? Конь его волнуется, неспокоен, как и его хозяин, но он всегда готов ринуться в бой, в сечу. Грозно чёрным глазом смотрит

Воспитатель: А какой конь у Добрыни Никитича? Какой внешне? Какой по характеру?

Конь его белый. Гордый. Смотрит вдаль, туда, куда богатырь

Воспитатель: А что можно сказать о добром славном коне Алёши Поповича? Спокойно он травку пощипывает. Но значит ли это, что он не готов к бою, не смел, не ловок?

Золотой масти конь. Его не захватишь врасплох, он хитрый и быстрый. Спокойно он травку пощипывает. Но значит ли это, что он не готов к бою, не смел, не ловок. Его не захватишь врасплох, он хитёр и стремителен.

[b]Развивающая игра «Охота за подробностями»[/b]

Цель: определение деталей одного объекта

Воспитатель: Какая природа окружает их? - Богатыри стоят на холмистом лугу под хмурым пасмурным небом отчизны. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи.

Воспитатель: Чем же заняты богатыри, каким серьёзным важным делом? (в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.)

-Каковы отношения между богатырями?

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем- раз, два, три-

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой "Л" расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на славу!

Прием «Вхождения в картину».

Воспитатель: Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.

-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? А вот и следующее правило: «Я слышу, как…».

-Какие запахи ощущаете? («Здесь пахнет…»).

-Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

Игра «Живые картинки»

-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».

-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

-А вот, и следующее правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Игра «Превращение в объект на картине»

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа). Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня….»

-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.

Воспитатель: Русские художники Михаил Врубель, познакомившись с картиной Васнецова нарисовали своих богатырей. Вот так изобразил Илью Муромца Илья Рерих, Михаил Врубель и мастера народного промысла Палеха. Мастера утверждают своими картинами, что богатыри земли Русской всегда готовы: За отчизну если нужно сложить голову.

На картине художников изображены былинные герои, но мы воспринимаем их как живых людей. Художники прославляют их как защитников Родины. Богатырь глядит зорко, вслушивается чутко. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже своей Родины. Там за холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала их на свою защиту. Мастера утверждают своими картинами, что богатыри земли Русской всегда готовы: за отчизну, если нужно, сложить голову.

Мы гордимся своими героическими предками, помним о них. Картины заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за свою Родину.

Предлагаю показать свои знания о богатырях, приняв участие в викторине

«Богатыри земли русской».

1. - Ребята, предлагаю вам загадку: Ладно скроен, крепко сшит, за землю русскую стоит. (богатырь)

2. Назовите сказочных врагов, с которыми сражались богатыри, отгадав загадки:

Не любит он богатырей,

Захватывает в плен людей.

Царевен любит похищать,

Огонь он любит выдыхать.

Есть много у него голов -

Кто он, ответить ты готов?

3. Погляди, злодей лесной

На тропе вершит разбой.

Он свистит, как соловей.

Назови его скорей.

4. Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).

5. Почему Алешу называют Поповичем?

6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий)

7. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)

8. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

9. Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).

10. С кем боролся Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)

11. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой)

12. Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

13. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).

14. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете?

15. Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей).

Рефлексия

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?

Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу Русь – матушку от врагов в разные времена.

Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать

современный богатырь? Каким он должны быть?

(смелыми, честными, добрыми, храбрыми, отважным)

Воспитатель: Где их можно встретить современных богатырей? Кого мы

можем считать богатырями?

Их можно встретить в обычной жизни. Это- пожарные, пограничники,

космонавты, врачи. Днём и ночью эти люди охраняют Родину, рискуют своей жизнью ради мирной жизни других.

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Досуг для подготовительной группы «Богатыри земли русской» Досуг для подготовительной группы "Богатыри земли русской. " Интегрированное занятие по нравственно - патриотическому воспитанию. Цель:.

Фотоотчёт о спектакле «Богатыри земли русской»Фотоотчёт о спектакле «Богатыри земли русской» Цель: Приобщать детей к культурно – историческим ценностям и героическому прошлому Родины. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории.

Конспект ОД по речевому развитию «Русские богатыри — защитники земли русской» Образовательные области: - Развитие речи - Физическая культур Программное содержание: - Воспитывать в детях гордость за своих предков,.

Конспект занятия по речевому развитию в старше-подготовительной группе «Богатыри земли русской» Задачи: - воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину - формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней.

Проект в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Месяц: Февраль (краткосрочный) 2 недели Форма итогового мероприятия: Спортивный праздник «Богатыри земли русской» Подготовительная группа:.

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Богатыри — защитники земли Русской» Познавательно – спортивное мероприятие «Богатыри – защитники земли русской» Цель: формирование патриотических чувств Задачи: 1. Закрепить.

Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской», посвященный отечественному золотому фонду кинематографа Сценарий спортивного праздника среди дошкольных образовательных учреждений «Богатыри земли русской», посвященный отечественному золотому.

«Богатыри земли русской». Сценарий театральной постановки, посвященной празднованию Дня народного единства УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД.

Театрализованная постановка «Богатыри земли русской» МИНИ –СПЕКТАКЛЬ «Богатыри земли русской» Цели и задачи: Знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, расширение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досуга «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 11:29
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий досуга «Богатыри земли русской»» (включая файлы) размещена пользователем ирина коростелева (УИ 747331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД